Научный сотрудник РЭУ им. Г.В. Плеханова, доцент МГУ, эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Георгий Асатрян объяснил, в какой степени события в Пакистане и Афганистане могут влиять друг на друга.
Эксперт напомнил, что после смены власти в Пакистане видна достаточно стабильная ситуация. Новое руководство в лице премьер-министра Шахбаза Шарифа пытается укрепить свои позиции внутри парламента, который играет важное значение, по крайней мере, формально. Пакистан – это парламентская республика вестминстерского типа.
"Также, как я понимаю, есть поддержка и со стороны армии и вооруженных сил (ВС) Пакистана. Именно армия является главным центром силы, согласно политической культуре страны, что было с момента основания государства после Второй мировой войны. Без поддержки армии ни один премьер-министр не может управлять этой страной. Как мы видим, эта поддержка у Шарифа есть, иначе он бы не остался на своем посту", – сказал Асатрян.
Пакистан продолжает поддерживать талибов, однако он не склонен к тотальной поддержке режима. В первую очередь это касается ВС и специальных служб, заметил он.

"Определенное влияние тех событий, которые произошли в Пакистане, на события в Афганистане может произойти при позитивном стечении обстоятельств. Новое правительство Пакистана более западно ориентированное, относительно более либеральное, не склонно к конфликту с международным сообществом, с Западом", – продолжил эксперт.
По его мнению, если бы все зависело от премьер-министра Шарифа и нового правительства Афганистана, то, скорее всего, эта поддержка снизилась бы по отношению к талибам. Однако в Пакистане правят военные.
"Существенных, фундаментальных изменений в этом отношении не произойдет. Пакистанские военные, межведомственная разведка страны будут продолжать поддержку талибов. Хотя и здесь не все гладко. Есть уже определенные конфликты между пакистанцами и новой афганской властью. Надо помнить, что в Афганистане, в особенности среди пуштунов, Пакистан не очень любят в силу исторических событий", – резюмировал Асатрян.
Напомним, в апреле Национальная ассамблея Пакистана вынесла вотум недоверия и отстранила от власти премьер-министра Имрана Хана. Эту должность занял Шахбаз Шариф.
Официальный представитель российского МИД Мария Захарова назвала давление на Хана попыткой беззастенчивого вмешательства во внутренние дела в узкокорыстных целях: "На премьер-министра Пакистана было оказано грубое давление: от него ультимативно требовали отменить, а затем и прервать поездку в Москву. Когда эти требования были отвергнуты, США решили наказать "непослушного" Имрана Хана".

Также отметим, что ранее Георгий Асатрян отмечал, что внешний фактор, конечно, тоже сыграл свою роль, потому что Имран Хан вел достаточно агрессивную риторику в отношении США. Он очень активно занимался переориентацией Пакистана на Китай в первую очередь. Это не нравилось западным странам, которые всегда имели сильное влияние в Пакистане: США и Великобритании.