Будут ли США участвовать в "битве за Прибалтику" в случае потенциального военного конфликта? Об этом на страницах Asia Times рассуждает бывший старший директор Комитета по иностранным делам сената и заместитель министра обороны по вопросам торговой безопасности Стивен Брайан.
По его мнению, ответ на данный вопрос далеко не однозначен.
Военные возможности стран Балтии не позволят им оказать серьезного сопротивления российской армии в случае военного конфликта. Эстония тратит около 533 млн евро на оборону, в ее армии нет танков, лишь 2700 солдат-контрактников и 3100 призывников. Нет у нее и военно-воздушных сил или военно-морского флота. В Латвии насчитывается 4600 солдат и еще 8 000 человек в Национальной гвардии. На оборону Латвия тратит 576 млн евро. В Латвии нет танков и воздушных сил. В Литве – самая большая армия среди стран Балтии в 20 565 человек. Республика тратит 873 млн евро на оборону. У нее нет танков, крошечный военно-морской флот (600 человек) и никаких реальных воздушных сил, отмечает Стивен Брайан.
По идее, задача НАТО – восполнить пробелы в обороноспособности стран Балтии, но тут возникают проблемы. К ним относится проблема пополнения сил НАТО (при условии, что силы НАТО будут задействованы в бою); отсутствие единства в оружии, используемом НАТО, и тот факт, что россияне определенно попытаются закрыть базы, площадки, аэродромы и порты, где могут пополняться запасы НАТО, пишет экс-директор Комитета по иностранным делам Сената. Еще более значительным, чем логистическая и оперативная проблемы, является тот факт, что силы НАТО, даже если они были бы доступны на местах, могут оказаться в неблагоприятном положении, поскольку к местному сопротивлению, по мнению Брайана, присоединились бы российские добровольческие армии.
Так захочет ли какой-либо член НАТО, особенно США, участвовать в затяжном и сложном военном сценарии? Как показывает опыт Украины, не захочет, подчеркивает Брайан.
Но реальная проблема НАТО, считает Брайан, – это тот факт, что многих членов Альянса Россия контролирует с помощью газа. Германия, например, на 70% зависит от российского природного газа, как недавно заметил президент США Дональд Трамп. Даже если Вашингтон захочет ввязаться в битву за Балтию, Германия тактично откажется, предпочтя интересы жителей своей страны непонятной военной кампании. А это означает, что тот самый пятый пункт – статья устава НАТО о коллективной обороне – не сработает, поскольку для его реализации требуется 100% консенсус всех участников Альянса.