Русский союз Латвии (РСЛ) и Штаб защиты русских школ провели "Марш света". Требование участников акции – свободный выбор языка обучения.
Как это было
К семи часам вечера, то есть к началу акции, около Пороховой башни, напротив Министерства образования и науки собрались, по оценке автора статьи (Александра Гурина – прим. Baltnews), более двух тысяч человек. И люди все продолжали и продолжали прибывать...
В толпе среди собравшихся мне периодически встречались известные люди: бывший вице-чемпион мира и нынешний чемпион Испании по шахматам, уроженец Латвии Алексей Широв; доктор педагогики Яков Плинер, известный правозащитник Александр Кузьмин, бывший депутат Сейма Владимир Бузаев и другие. Присутствовали люди разных возрастов, в том числе немало молодежи, школьников.
Обращали на себя внимание плакаты с такими надписями: "Нашим детям – наши школы!", "Детей не сдадим!", "Латвия – моя страна! Русский – мой язык!", "Русские школы – наш выбор!", "Сохраним школу – сохраним язык!".
Короткий митинг у Пороховой башни начался неожиданно. Как это обычно бывает на массовых акциях, неподалеку от митингующих стояли полицейские. Один из организаторов акции, экс-евродепутат, сопредседатель Русского союза Латвии Мирослав Митрофанов напомнил, что 5 декабря в Латвии отмечают День полиции и поздравил стражей порядка с их профессиональным праздником.
Затем последовал сюрприз. Зазвучала музыка. Сначала – "Черный Карлис" – гимн, под звуки которого тысячи латвийских школьников выходили на акции протеста еще в 2003 году во время "школьной революции". Затем – музыка знаменитой итальянской песни Bandiera Rossa, но совсем с другими словами. Например, под эту музыку собравшиеся пели такие слова: "Пусть наши школы несут нам знания, и сеют правду на все века".
Мирослав Митрофанов объяснил, что эта песня – новый гимн Штаба защиты русских школ, и пообещал, что она будет звучать на рижских улицах еще не раз.
Выступая у Пороховой башни, Мирослав Митрофанов объявил: "Марш света открыт!". Он пояснил, что Министерство образования и науки приходится называть "министерством тьмы", так как оно "сеет тьму", а не "доброе, вечное". По его словам, результаты негативных действий министерства налицо – недавнее международное исследование показало, что, к примеру, навыки чтения среди 15-летних школьников в Латвии за последние годы ухудшились и ниже, чем в соседней Эстонии, где не ликвидируют русские средние школы.
Сопредседатель Русского союза Латвии Мирослав Митрофанов отметил также, что власть имущие надеялись: после того, как реформа по ликвидации русских школ начнется, протестующие прекратят акции протеста и решат, мол, сделать уже ничего нельзя. Но такие прогнозы оказались ошибочными. Митрофанов дал понять, что защитники русских школ намерены продолжать борьбу до тех пор, пока власти не начнут искать компромисс.
Затем начался сам "Марш света против тьмы". Своим названием он, кстати, напоминал о словах знаменитого в Латвии поэта Яна Райниса: "Не народ против народа, а все вместе против тьмы". В ночной полутьме участники марша освещали себе путь фонариками и включенными экранами мобильных телефонов.
Уже во время марша к нему присоединялись новые участники. Многочисленная колонна прошла по улицам Старой Риги и подошла к зданию латвийского парламента. Под барабанный бой участники марша стали выкрикивать: "Распустить Сейм!". Напомним, что сейчас в Латвии идет сбор подписей за роспуск парламента.
Продолжая шествие по улицам, защитники школьного образования на русском языке скандировали: "Руки прочь от русских школ!". Финишировало шествие у главного памятника страны – Памятника Свободы.
Здесь состоялся еще один митинг. Пока звучала музыка и произносились речи шел сбор подписей под коллективной петицией, которую "штабисты" отправят в Комитет по петициям Европейского парламента, чтобы там вновь увидели – в Латвии есть спрос на образование на русском языке.
Активистка Штаба защиты русских школ Инна Дьери, первой направившая иск против школьной реформы в Европейский суд по правам человека, призвала родителей школьников подавать аналогичные иски и рассказала, кто бесплатно поможет их оформить. Была озвучена такая цифра: на данный момент в Европейский суд по правам человека отправлено уже 24 иска по школьной реформе. Стоит заметить, что правильное оформление каждого индивидуального иска требует немалой работы, которую ведут активисты Штаба защиты русских школ.
Сопредседатель РСЛ Мирослав Митрофанов подчеркнул, что выступает за то, чтобы дети русских Латвии учили латышский язык и общались на этом языке с латышами, однако отметил: учить латышский и учиться на нем – разные вещи.
Оратор приветствовал у Памятника Свободы маленьких детей, которые сумели пройти вместе со взрослыми маршрут шествия. Он заявил: за этими детьми – будущее, ведь они уже учатся защищать свои права.
В конце митинга его участники исполнили новый гимн Штаба защиты русских школ: "Вставайте, люди, под наше знамя...".
Оценки Марша
Теперь о том, как можно оценить событие? За сутки до марша в интервью Первому Балтийскому каналу Мирослав Митрофанов заметил, что количество протестующих на акциях РСЛ стабилизировалось на уровне трех тысяч человек. Отметим, что акции против школьной реформы регулярно собирают немалое количество людей. Сравним с недавним протестом медиков. На первую акцию в поддержку медиков к Сейму пришли тысячи людей, а во второй раз – значительно меньше.
Думается, количество людей, протестующих против ликвидации школьного образования на русском языке, сегодня достаточно для того, чтобы продемонстрировать: спрос на русское образование в Латвии есть.
В то же время количества протестующих пока что недостаточно для того, чтобы власти стали искать компромисс с теми, кто выступает за свободный выбор языка обучения.
На митинге у Памятника Свободы обратила на себя внимание речь бывшего вице-чемпиона мира по шахматам Алексея Широва. Он отметил, что, общаясь с людьми в Латвии, раньше нередко слышал: да ничего не будет, в школе все останется по-прежнему. Теперь же все больше людей говорят ему о судьбе русской школы с большим беспокойством, а значит, количество участников протестов может увеличиться.
Будущее покажет, произойдет ли это.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.