С каких пор защита детей – преступление? Вспоминая речи участников Родительского собрания

Ученики в классе
© Sputnik / Кирилл Каллиников

Алла Березовская

Тема: Русские Латвии

Все фигуранты уголовного процесса, начатого в связи с проведением в Риге Вселатвийского родительского собрания, получили постановления о прекращении дела за отсутствием состава преступления. Что же такого они говорили, что спецслужбы посчитали их опасными?

На сегодняшний день все восемь фигурантов уголовного процесса, начатого в связи с проведением в Риге в марте 2018 года Вселатвийского родительского собрания, получили постановления о прекращении дела за отсутствием состава преступления.

Напомним, то общее собрание двухгодичной давности, в котором приняли участие около тысячи родителей учащихся школ нацменьшинств, было организовано Штабом защиты русских школ и Русским союзом Латвии. Присутствовали родители и заинтересованные лица из Риги, Даугавпилса, Резекне, Вентспилса, а также юристы и правозащитники из Латвии, Эстонии и Литвы, депутаты Европарламента Татьяна Жданок и Андрей Мамыкин, лидеры Русской общины Латвии, священнослужители и журналисты. Речь шла о насильственном переводе учебного процесса с билингвального образования полностью на латышский язык. 

Вселатвийское родительское собрание 31.03.2018.
BaltNews.lv/Дмитрий Жилин
Вселатвийское родительское собрание 31.03.2018.

Выступали эксперты и родители, общественные активисты, политики. Говорили о неподготовленности языковой школьной реформы, ее политическом характере и ущербе, которая она нанесет детям и всему процессу образования. Речи были довольно эмоциональные, что вполне понятно, ведь на кону стояло будущее детей.

Жизнь под колпаком

А через месяц вдруг как по команде начались вызовы некоторых участников собрания на беседы в латвийскую Службу госбезопасности (СГБ). В общей сложности под полицейский "колпак" попали восемь человек, в их числе была Татьяна Жданок, а также – мать троих детей из Даугавпилса Евгения Крюкова, оппозиционный журналист Владимир Линдерман, доктор экономики Александр Гапоненко (к тому времени уже помещенный в СИЗО по обвинениям в антигосударственной деятельности) и другие активисты, вызвавшие своими речами неудовольствие местных властей. В число подозреваемых попала и я (автор Алла Березовская – прим. Baltnews), поэтому обо всем происходящем знаю по собственному опыту. 

В рамках начатого уголовного процесса на фигурантов примерялись разные уголовные статьи – например, о призывах к разжиганию межнациональной розни, массовым беспорядкам, деятельности против Латвийской Республики и даже о хулиганстве.

Например, за Евгенией Крюковой был отправлен полицейский наряд, чтобы доставить ее на допрос. На рабочем месте в реабилитационном центре, где многодетная мать работала физиотерапевтом, ее в тот момент не оказалось. Зато инвалиды и прочие пациенты получили массу острых ощущений… 

Двое суток в следственном изоляторе провел другой активист Штаба защиты русских школ – Илья Козырев. Известного возмутителя спокойствия Владимира Линдермана с помощью "киборгов" задержали на улице показательно жестко – схватив его около дома, швырнув лицом на асфальт. Хотя 60-летний журналист, что называется, ни сном, ни духом – и никакого сопротивления не оказывал. Но в Латвии им уже давно детей пугают… Выступая на родительском собрании, Владимир Ильич говорил о необходимости переходить к более решительным мерам. Вот вам и призыв к массовым беспорядкам…

Линдерман провел за решеткой две недели, после чего Окружной суд отменил это решение, подследственный был отпущен на свободу, но под подписку о невыезде и полицейский надзор. Эта мера пресечения известному журналисту была отменена только через год.

За что?

К чему такие строгости? Что могли преступного наговорить или сделать участники открытого публичного родительского собрания, озабоченные судьбами своих детей и внуков?

Например, Евгения Крюкова, молодая женщина из семьи староверов Краславского района, входившего когда-то в Витебскую губернию, воспитывает трех дочерей-школьниц. На собрании она рассказала об однокласснике своей старшей дочери, вернувшемся с мамой после долгих лет иммиграции на родину в Латгалию. Как раз попали под школьную реформу, после чего решили уезжать обратно. На этот раз уже навсегда…

Фрагменты из выступления Евгении Крюковой:

"Мама этого мальчика сравнила образование в Латвии с ударом топором по голове: жестко, грубо, и выживает сильнейший… Мне уезжать некуда, поэтому я здесь. Мы, русскоязычные жители Латвии, столкнулись с неприкрытым хамством со стороны нашего правительства в виде школьной реформы и полного игнорирования наших интересов. […]

Ситуация, когда родной язык трети населения страны имеет статус иностранного, абсурдна. Мы – не иностранцы и не собираемся ими становиться. […]

Нельзя пропускать ни одного случая неуважения к нашему языку и дискриминации по языку! Считаю, что с момента вступления закона в силу в школах должны проводиться массовые акции протеста, блокирующие работу школ. Нужно заставить с нами считаться".

Резко? Не без того. Но разве в Латвии кто-то отменял ст. 100 Конституции, гарантирующую своим гражданам свободу слова и мнений, свободу собраний? На выяснение этого обстоятельства у следствия ушло два года.

После проведения лингвистической экспертизы и заключения неких "компетентных институций" было принято решение о прекращении уголовного процесса в отношении Крюковой. За отсутствием в ее действиях состава преступления. 

Член правления партии РСЛ Евгения Крюкова
© Sputnik
Член правления партии РСЛ Евгения Крюкова

В зоне внимания

Лидера Русского союза Латвии Татьяну Жданок пытались обвинить в преступлении против государства и общественной безопасности – якобы в своем выступлении на собрании она призывала к насильственным действиям. Чтобы убедиться, так это или не так, каждый может это сделать, найдя на Youtube полную видеозапись того Родительского собрания. 

Тоже, конечно, интересный факт – если Служба безопасности сочла выступления родителей преступными, могли бы обратиться в редакцию канала с просьбой убрать эти записи. Они этого не сделали. Не из боязни ли, что их просто поднимут на смех? 

Мирослав Митрофанов и Татьяна Жданок на втором вселатвийском родительском собрании в Риге, 30 марта 2019
© Sputnik
Мирослав Митрофанов и Татьяна Жданок на втором вселатвийском родительском собрании в Риге, 30 марта 2019

Впрочем, судите сами. Вот небольшие фрагменты из речи Жданок:

"Эксперты утверждают, что самое важное лингвистическое право человека – это право на образование на родном языке и безусловное право на среднее образование в бесплатных государственных школах. […]

Я обращаюсь к 95 директорам русских школ Латвии. Посмотрите, что ныне лежит на весах! На одной чаше – судьба детей, судьба будущих поколений. На другой – ваши личные карьерные интересы. Не говорите, что вы заботитесь о детях. Для детей это будет лингвистический геноцид – именно так это называют международно признанные эксперты. Хоть один из вас, положите свою гирьку на другую чашу весов, на нашу чашу весов. Это будет акт гражданского мужества. Этого не забудем мы, жители Латвии. Сделайте это! Сделайте это во имя вечности, во имя следующих поколений!"

Ясно, что именно эта "гирька" и привлекла внимание бдительных органов, обязанных стоять на страже безопасности страны. Смешно? Да не очень… 

Два года уважаемый оппозиционный политик находилась в зоне их постоянного внимания. Статус подозреваемой дает возможность вести наблюдение за фигурантом уголовного процесса, проверять почту, устанавливать прослушку. И доставлять всевозможные неприятности.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме