Комиссия сейма по правам человека и общественным делам большинством в один голос – пять против четырех – концептуально поддержала поправки, запрещающие носить георгиевские ленточки на собраниях, пикетах и шествиях, а также на публичных и праздничных мероприятиях. Теперь предстоят три чтения в парламенте, по итогам которых поправки будут либо приняты, либо отклонены.
Ранее уже публиковали развернутую информацию о решении комиссии, поэтому не буду повторяться. Коснусь лишь нескольких важных, на мой взгляд, моментов.
Почему надо защищать свои символы
Латышские националисты преследуют конкретную цель: лишить русских жителей Латвии исторической памяти и тем самым облегчить себе процесс ассимиляции детей из русских семей.
В русской среде присутствует недопонимание этой угрозы. Распространено, например, такое мнение: власть может запретить нам носить советскую символику и георгиевские ленточки, но она не может вытравить память о Великой Победе из наших сердец. Звучит очень пафосно, но это иллюзия.
Историческая память хранится не в сердцах. Она хранится в материальных объектах, информационных носителях и ритуалах, воплощающих и символизирующих те исторические события, которые нам дороги и которые соединяют нас, разрозненные двуногие особи, в единое сообщество, в народ.
Материальное воплощение очень важно. Представьте, что шествие "Бессмертного полка" происходит без портретов участников войны. Мол, зачем – ведь наши родные, наши герои всегда в наших сердцах... На такое шествие никто не придет. Без этого простенького носителя исторической памяти – куска картона с наклеенной фотографией и прибитой рейкой – акция моментально заглохнет.
Та же история с Памятником освободителям Риги. Если радикальным националистам удастся осуществить свои черные планы и памятника вдруг не станет, исчезнет и вся сакральность этой территории в Задвинье. Не сразу, но постепенно люди перестанут сюда приходить 9 мая. Исчезнет важнейшая "точка сборки" русского сообщества Латвии.
Так вот, георгиевская лента – тоже материальный символ Победы, который необходимо сохранить.
Можно годами яростно спорить, насколько это исторически справедливо, что таким символом стала георгиевская ленточка, а не развевавшееся над рейхстагом красное знамя с серпом и молотом. Но толку от этих споров – ноль. Лично я бы, безусловно, предпочел красное знамя, однако реальная ситуация такова, что советская символика в Латвии запрещена. И изменить эту ситуацию мы сегодня не в силах.
А вот не допустить запрета георгиевской ленточки – можем. По крайней мере, должны постараться.
У правящих нет консенсуса
Есть обстоятельства, которые играют в нашу пользу. Среди правящих политиков нет единого мнения: решение комиссии о запрете ленточки было принято большинством всего в один голос. Не поддержали запрет государственная полиция, муниципальная полиция, Министерство иностранных дел и большинство экспертов. Неважно, какими мотивами они руководствовались – вероятно, формально-юридическими, но в любом случае этот факт благоприятен для нас.
Сейчас необходимо выразить нашу позицию: показать, что георгиевская ленточка важна для нас. Полагаю, дата 22 июня, начало Великой Отечественной войны, годится для выражения такой позиции. Формат можно обсудить. Или приурочить акцию к тому дню, когда сейм начнет рассматривать поправки в первом чтении.
Хорошо ложится в тему и история с кафе Kūriņš, владелец которого Арнис Абелитис 9 мая отказался обслуживать посетителей с георгиевскими ленточками.
Посетители обратились с заявлением в полицию, требуя привлечь Абелитиса к ответственности. В возбуждении уголовного дела им было отказано. Однако в своем ответе полиция признает, что, возможно, имела место дискриминация по политическим взглядам, что является нарушением статьи 91 конституции Латвии, и рекомендует предъявить владельцу кафе гражданский иск.
Если такое дело удастся выиграть в суде, это стало бы хорошим ударом по "запретителям".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.