В комитетах Европарламента прошли слушания по пакету законодательных предложений Minority Safepack (MSPI), который поможет укрепить в Евросоюзе позиции его постоянных жителей, принадлежащих к нацменьшинствам.
Как проходили эти слушания, что ожидает инициативу в дальнейшем, а также как она может способствовать улучшению положения неграждан Латвии и Эстонии, порталу Baltnews рассказала депутат Европарламента от партии "Русский союз Латвии" Татьяна Жданок.
– Г-жа Жданок, в комитете Европарламента прошли слушания по пакету законодательных предложений Minority Safepack. Какое отношение было к этой инициативе со стороны евродепутатов?
– Эти слушания можно назвать очень показательным мероприятием, ведь после того, как норма о влиянии граждан ЕС на законодательство посредством сбора миллиона подписей была введена в Лиссабонский договор, оказалось, что добиться эффективности этой процедуры не так-то и легко.
Выяснилось, что очень трудно технически собрать подписи, особенно в электронном виде. Возникли также проблемы с юридической оценкой предложений.
Еврокомиссия отклоняла заявки на сбор подписей, мотивируя свое решение тем, что подобные законодательные инициативы не находятся в компетенции ЕС.
Наша Minority Safepack тоже поначалу попала под каток Еврокомиссии, однако после того, как инициаторы обжаловали ее отклонение в суде ЕС и выиграли это дело, начала свое продвижение.
Поэтому это уникальная инициатива, одна из тех немногих, что смогли дойти до обсуждения в Европарламенте. В ней есть важный пункт, касающийся обеспечения равных прав с гражданами для лиц без гражданства, что напрямую касается неграждан Латвии и Эстонии.
Кроме того, она содержит много других хороших идей, связанных с защитой прав национальных меньшинств.
Этапов продвижения инициативы в Европарламенте два: сначала слушания, организованные профильными комитетами, затем дебаты на пленарном заседании с принятием резолюции. После этого все материалы передаются в Еврокомиссию для разработки законодательных предложений.
Профильные комитеты для данной инициативы – это Комитет по гражданским свободам, правосудию и внутренним делам, а также Комитет по культуре.
Кроме того, к слушаниям обязательно привлекается Комитет по петициям, к ведению которого как раз относятся подобные гражданские инициативы.
Сама же процедура была организована так: выступили представители оргкомитета Minority Safepack, затем официальные лица – еврокомиссар по вопросам юстиции Вера Юрова, представители Агентства по фундаментальным правам и Совета Европы.
После этого выступали и задавали вопросы депутаты, и квота от каждой политической группы Европарламента составила шесть вопросов по полторы минуты. В нашей группе "Зеленые/Европейский свободный альянс" было так распределено время, чтобы максимальное число депутатов могли выступить.
Интересно, что свою квоту не выбрали социалисты, и меня поразило, что Андрис Америкс, который мог выступить от Комитета по петициям, полностью проигнорировал это мероприятие, показав отношение к своим избирателям.
В свою очередь, другой депутат от Латвии, представитель Национального объединения Даце Мелбарде как заместитель председателя Комитета по культуре вела вторую часть заседания и не просто выполняла функцию модератора, но и выступала.
Я этому очень обрадовалась, потому что мне не пришлось отдельно объяснять позицию наших оппонентов. Ее высказывания вызвали шквал возмущений и замечаний многих депутатов. Большинство участвовавших в слушаниях европарламентариев были за защиту прав нацменьшинств.
– Что сказала Мелбарде, что вызвало замечания у других депутатов?
– Ей дали слово сразу за мной. Видимо, она приготовилась, что я буду нападать на Латвию, и ее речь сконцентрировалась на том, что в Латвии "особая ситуация", присутствует "угроза латышскому языку". А все, кто борется за русский язык, осуществляют "политику Кремля".
В этом же стиле выступал депутат от Литвы Андрюс Кубилюс, бывший премьер-министр. Он больше говорил о польском меньшинстве и о претензиях поляков Литвы на сохранение своего языка и культуры, заявив, что, требуя собственные школы, поляки хотят загнать себя в гетто, поэтому им лучше перейти на литовский язык.
Вообще такая аргументация широко используется нашими оппонентами, и мы разъясняли много раз, показывая ссылки на различные документы – на Конвенцию ООН по ликвидации дискриминации в области образования, на Гаагские рекомендации о правах национальных меньшинств на образование.
В них специально подчеркнуто, что поддержка школ с преподаванием на языках нацменьшинств не имеет ничего общего с политикой сегрегации, и это тот случай, когда никак нельзя говорить о каком-то гетто.
Но хочу заметить, что против нацменьшинств выступили не только прибалты. Были нападки со стороны румынских депутатов на их коллег, представляющих венгерское меньшинство в Румынии.
Примерно так же, как нас обвиняют в том, что мы "рука Москвы", так и их обвиняли, что они "рука Орбана" – премьер-министра Венгрии.
После выступления Мелбарде слово предоставили Яне Тоом, депутату из Эстонии, которая отреагировала на ее речь очень жестко, заявив, что нужно придерживаться темы слушаний и говорить о правах меньшинств, а не о проблемах государственных языков.
Также резко выступил молодой немецкий депутат от партии "Зеленых" Расмус Андерсон. Его родной язык – датский, он из региона Шлезвиг-Гольштейн, где на территории Германии свободно работают датские школы. Он осудил существование неграждан и поддержал меня.
– Какая была основная мысль вашего выступления?
– Я в своей речи говорила о европейских негражданах, ведь в этой инициативе конкретно сказано, что именно после распада двух больших федеральных государств – СССР и Югославии – образовались такие категории людей.
В частности, это те жители Латвии и Эстонии, которые не принадлежат к категории граждан довоенных республик и их потомков, а также те жители республик бывшей Югославии (в основном цыгане), которые не подали вовремя заявления на получение нового паспорта гражданина.
Я указала, что хоть предоставление гражданства и находится в компетенции самих стран ЕС, но на основании доброй воли государства, делающего соответствующую декларацию, Евросоюз может признать гражданами Евросоюза, в понимании законодательных актов ЕС, всех владельцев паспортов, выданных государством-членом ЕС.
Например, в тех же вопросах трудоустройства в другом государстве ЕС, а также права участвовать в местных и европейских выборах, поскольку эти права оговорены в Договоре и соответствующих директивах ЕС.
Норма об участии в выборах наиболее выпукло высвечивает проблему, поскольку граждане, приехав в другую страну ЕС, могут принять участие в выборах, а неграждане, родившиеся в ней и платящие налоги, такого права не имеют.
Я считаю, что Евросоюз, оказав сильное давление на нашу правящую элиту, в скором будущем расширит права неграждан, потому что нет другого способа разрешить эту проблему.
Когда в марте 2004 года Европарламент принимал рекомендации перед вступлением Латвии в ЕС, в них было четко сказано о необходимости ускорения процедуры натурализации неграждан и предоставления им права участия в местных выборах.
Тогда наши правящие говорили, что все эти рекомендации будут выполнены и проблема "рассосется". Однако, как мы видим, ничего подобного не произошло.
Огромное количество неграждан остается до сих пор, и возможности голосовать на выборах у них так и не появилось. Сейчас наши оппоненты говорят, что неграждане, мол, сами не хотят становиться гражданами, так как этот статус дает им право безвизового въезда не только в страны ЕС, но и в Россию.
Однако я всегда на этот счет заявляю: давайте проверим. Пусть неграждане получат право на гражданство без всяких экзаменов и клятв, и мы увидим, как они на это отреагируют.
Конечно, условием уравнивания в правах, в рамках законов ЕС, неграждан и граждан Латвии, решающая роль должна принадлежать латвийским властям.
Тут можно вспомнить, что перед решением вопроса об уравнивании неграждан с гражданами в праве безвизового въезда в другие страны ЕС я провела осторожные переговоры с представителями МИД и МВД, чтобы заручиться их согласием не возражать по этому поводу, поскольку окончательное решение принималось Советом ЕС. Они это подтвердили.
То есть Латвия проявила добрую волю, и думаю, что и в данном случае латвийские чиновники понимают, что нельзя так долго сохранять этот странный статус.
Тем более что брешь пробита, и в визовом соглашении ЕС 2006 года неграждане впервые появились как особая категория.
Поэтому, на мой взгляд, выхода здесь всего два: или объявление всех неграждан гражданами на уровне Латвии, чего бы мы больше всего хотели, или же, как минимум, приравнивание их к гражданам во всех вопросах, которые входят в компетенцию ЕС.
– В таком случае, что ожидает Minority Safepack после нынешних слушаний?
– В середине декабря должны пройти дебаты на пленарном заседании Европарламента. И мы хотим, чтобы эти дебаты сопровождались принятием резолюции.
Правда, в регламенте это четко не сказано, и резолюция может как быть, так и не быть.
В 2008 году мне удалось добиться проведения таких дебатов по вопросу неграждан, по итогам слушания коллективного обращения жителей Латвии в Комитете по петициям. Мне была обещана поддержка со стороны фракций социалистов, левых, "зеленых", а также либералов.
Но, к сожалению, тогда моим оппонентам удалось уломать руководителя группы либералов, и они поддержали меня лишь частично. А ведь именно они были за дебаты, но по вопросу принятия резолюции выступили против.
Тогда в группе либералов депутатом от Латвии был Георгс Андреевс, и я думаю, что он приложил к этому руку. Сейчас же там находится Яна Тоом, и я надеюсь, что в этот раз либералы против резолюции выступать не будут.
Однако ныне сложности могут быть с социалистами, куда от Латвии избраны Нил Ушаков и Андрис Америкс. К сожалению, представительство русских Латвии в этом созыве самое слабое.
Все-таки и Александр Мирский, и Альфред Рубикс в созыве 2009–2014 годов делали определенные шаги по защите неграждан, хоть это и было копированием моих инициатив 2008 года. А в прошлом созыве мы вместе с Андреем Мамыкиным и Яной Тоом снова подняли эти вопросы в Комитете по петициям.
Тогда как сейчас те же Америкс и Ушаков мало того, что совершенно не интересуются этой темой, так именно по рекомендации Америкса, входящего в Комитет по петициям, не прошла на обсуждение петиция из Латвии по русским школам.
Мало того, что мне приходится держать удар со стороны своих оппонентов с правого фланга, так необходимо убедить еще и социалистов в поддержке резолюции, позиция которых по вопросам прав национальных меньшинств раньше всегда была, безусловно, на нашей стороне.