Нежелание отказаться от реализации проекта "Северный поток–2" – единственное, что смогло объединить почти все политические силы в Германии. Прагматичные немцы не готовы жертвовать экономикой в угоду политике и пытаются найти выход из сложившейся сложной ситуации, в которую их поставило "отравление" российского блогера Алексея Навального.
"Влиятельные немецкие политики оказались в затруднительном положении. Они хотят наказать Россию из-за дела Навального, но понимают, что остановка проекта "Северный поток–2" нанесет Европе значительный сопутствующий ущерб", – пишет американское издание Financial Times.
Желание "наказать" Россию за инцидент с Навальным путем отказа от газопровода "Северный поток–2" нашло поддержку только у партии "Зеленых", которые сидят в оппозиции. Лидер "Зеленых" Анналена Бербок настаивает на том, что "Северный поток–2" "раскалывает Европу", поэтому проект надо остановить. Однако представители всех остальных партий во главе с Ангелой Меркель проявили редкостное единство, критикуя предложение Бербок.
"Это был один из редких случаев, когда блок Меркель ХДС/ХСС, социал-демократы, левые и представители крайне правой партии "Альтернатива для Германии" вообще о чем-то смогли договориться", – отмечает Financial Times. Логика в этом есть: как бы ни беспокоил Германию инцидент с Навальным, наказание для России, которое заключается в остановке строительства газопровода, станет суровым испытанием для самой Германии.
Проект незаменим, в него уже вложено слишком много средств. В условиях пандемии коронавируса "пускать деньги на ветер" Германия точно не может себе позволить, особенно с учетом того, что страна и так является крупнейшим спонсором ЕС по выводу наиболее пострадавших стран из кризиса.
Как отметил депутат парламента от партии ХСС Йенс Кеппен, на строительство "Северного потока–2" уже потрачено почти 10 миллиардов евро, и он готов на 97% – осталось проложить всего 150 километров: "Должно ли все это теперь сгнить на дне Балтийского моря?".
Разумное замечание, как и слова другого немецкого политика, члена Социал-демократической партии и премьер-министра федеральной земли Мекленбург – Передняя Померания Мануэлы Швезиг, которая напомнила, что Германия на пути к экологическому нейтралитету понемногу отказывается от традиционных источников добычи энергии, не успев при этом начать использовать альтернативные. Природный газ должен восполнить недостающее в этот переходный период.
"Мы закрываем атомные электростанции в 2022 году и закрываем работающие на угле установки в 2038 году, и пока еще не ясно, смогут ли их заменить ветровые и водородные технологии", – указал он.
Свое слово сказал и вице-канцлер, и министр финансов Олаф Шольц (СДПГ). Он не стал прямо заявлять о том, что не поддерживает заморозку проекта, но ясно дал понять, что не следует мешать экономику с политикой.
"Северный поток–2" не является "государственным немецким проектом", это "коммерческий энергетический проект, в котором участвуют множество компаний", – сказал он в интервью газете Augsburger Allgemeine и был прав, ведь "Газпром" не является единственной компанией, спонсирующей проект. Около 50% инвестиций сделали европейские компании, например, Royal Dutch Shell, Engie и OMV.
"Вероятно, немецкому правительству придется потратить миллионы евро на компенсации, если оно решит блокировать "Северный поток–2", – пишет издание Financial Times. В этой ситуации нерешительность Меркель кажется вполне обоснованной, однако нет оснований полагать, что газопровод будет заморожен.