Газопровод "Северный поток–2" будет достроен. Это признали и США, и противники проекта в Европе. Тем не менее давление продолжится. Напротив, поле для деятельности расширилось. Теперь "ставить палки в колеса" проекта можно на этапе эксплуатации, чтобы не допустить превращение трубопровода в "инструмент политического влияния" Москвы, как это пытаются представить.
Россия не раз настаивала на том, что "Северный поток–2" – исключительно экономический проект, однако некоторые страны Европы, США и особенно Украина изначально не были настроены соглашаться с позицией Москвы. В попытках остановить строительство газопровода были задействованы санкции, но они не помогли. В начале июня все строительные работы по первой нитке газопровода технически были завершены. Вторую нитку, согласно обновленным планам-графикам оператора проекта Nord Stream 2 AG, должны завершить к концу лета.
"Не допустить выгоды Москвы"
На фоне приближающейся даты сдачи газопровода в эксплуатацию проект стал одним из основных предметов переговоров, особенно между США и Германией. Деловая газета "Взгляд" со ссылкой на слова замгоссекретаря США по политическим делам Виктории Нуланд пишет, что вопрос недопущения превращения газопровода в "орудие принуждения" России обсуждали на последней встрече в Берлине глава Госдепа Энтони Блинкен с канцлером ФРГ Ангелой Меркель.
Вашингтон называет газопровод геополитическим оружием России, и Нуланд подчеркнула, что реакция будет жесткой, если Москва прибегнет к нему. США не изменяют свою позицию по проекту и по-прежнему считают его "крайне плохой" сделкой для Европы.
"Это то, что мы сейчас обсуждаем. Мы активно работаем с Украиной и другими странами", – указала дипломат.
В рамках своего европейского турне Блинкен встретился и с министром иностранных дел Германии Хайко Маасом. Отметим, что у коллег по этому вопросу возникли разногласия уже давно. Блинкен в очередной раз пытался убедить Мааса в том, что газопровод угрожает энергобезопасности Европы.
Ряд американских СМИ писали, что США и Германия ведут переговоры с целью "уменьшить геополитические выгоды для Москвы" после завершения строительства газопровода. Утверждается, что якобы на встречах Блинкена обсуждалась разработка инструмента, который мог бы поспособствовать "приостановке поставок газа" по новой трубе, если Россия "попытается оказывать давление на Украину".
Ожидаемо, что Германия такой подход не поддерживает, не желая делать из проекта "политическое оружие". Что касается Штатов, есть идея, но нет плана реализации. Штаты пока только грозят новыми санкциями в отношении России, если объемы поставок газа через Украину сократятся. Тем не менее говорить о дальнейших перспективах газопровода еще рано. Непонятно, что победит в Германии – бизнес или политика.
Давление на Германию не прекратится
Замдиректора Центра германских исследований Института Европы РАН Александр Камкин убежден, что интересы политиков и предпринимателей в Германии не совпадают. Его слова приводит "Взгляд".
"Для немецкого бизнеса выгодно стать газовым хабом, и для него неважно, кто будет основным поставщиком – Россия или кто-то другой. Но немецкий политический класс во многих сферах действует с определенной оглядкой на Вашингтон. Поэтому Меркель и последующие канцлеры продолжат ощущать давление немецкого бизнеса и большого брата из Вашингтона", – пояснил он.
По словам эксперта, "Северному потоку–2" придется функционировать в условиях жесткого давления геополитических конкурентов.
Ранее в беседе с РИА Новости депутат бундестага Тино Крупалла заявил, что власти Германии должны четко формулировать собственные экономические интересы, не позволяя Соединенным Штатам диктовать, что делать, и тогда российский газопровод "Северный поток–2" не окажется под угрозой.
"Германия должна четко формулировать собственные экономические интересы. Куда мы пойдем, если позволим Америке диктовать, что делать с экономической точки зрения? Если мы это сделаем, я думаю, что "Северный поток–2" не окажется под угрозой. Конечно, мы не должны позволять Америке шантажировать нас", – сказал Крупалла.
При этом политик напомнил, что до сих пор федеральное правительство "относительно хорошо защищалось".
Позиция США по "Северному потоку–2" стала одной из причин раскола трансатлантических отношений, поскольку официальный Вашингтон пытался вмешиваться и влиять на европейский проект, а также вводил санкции в ущерб компаниям Евросоюза, участвующим в строительстве.