За последние несколько дней число нелегалов, которые пытаются перебраться в республику из Белоруссии, выросло в в разы. Пока, правда, речь идет о десятках человек, но тенденция тревожная.
В субботу на границе Латвии с Белоруссией было поймано 39 нелегалов, в воскресенье – 35, в понедельник – 86, во вторник – 77.
Во вторник, 10 августа, министр внутренних дел Латвии Мария Голубева сообщила, что правительство Латвии поддержало введение режима чрезвычайной ситуации (ЧС) на границе с Белоруссией в связи с резким увеличением числа нелегальных мигрантов, пытающихся проникнуть в страну.
"Правительством принято решение о введении режима чрезвычайной ситуации на границе. Укрепление границы произойдет немедленно", – написала Голубева на своей странице в Twitter.
Режим ЧС действует с 11 августа по 10 ноября в Лудзенском, Краславском и Аугшдаугавском краях, а также в Даугавпилсе. На этих территориях латвийские ведомства не будут принимать заявления о предоставлении статуса беженца, а пограничники имеют больше полномочий по задержанию и возвращению нелегалов на белорусскую территорию.
Вряд ли сейчас можно говорить о том, что белорусские власти, которых подозревают в умышленной переброске нелегалов на свои западные границы, переключились с Литвы на Латвию.
Скорее всего, рост активности на границе с Латвией связан с тем, что пробиться в Литву стало гораздо сложнее, и ищущие лучшей жизни в ЕС выходцы из стран Ближнего Востока начинают искать альтернативные маршруты.
К тому же не секрет, что латвийская граница хуже защищена, чем литовская, и есть путешественники, которые пытаются попытать счастье на этих участках.
С оглядкой на Литву
Латвии, конечно, не выгодно уcиление литовской границы – чем лучше обстоят дела у соседки, тем хуже у нее самой. Премьер страны Кришьянис Кариньш говорит, что нужно срочно укреплять восточные рубежи – но пока это только риторика.
Дополнительные силы, в том числе из числа военнослужащих, конечно, перебрасываются на проблемные участки, но это капля в море. Нужен забор, но удовольствие это не из дешевых. В Литве, кстати, тоже отмечают, что строение протяженностью в сотни километров обойдется в очень большую сумму. ЕС же в этом вопросе помогать особо не спешит.
Есть и другая проблема, которая очень беспокоит местных политиков, – ксенофобские настроения в обществе. Когда в Латвии рассматривали вопрос о квотах на беженцев (в рамках солидарности с другими странами Евросоюза балтийская республика должна была принять несколько десятков семей из стран Ближнего Востока), даже сами разговоры на эту тему чуть было не спровоцировали политический кризис. Сейчас же речь может идти о сотнях или даже тысячах.
Пример Литвы слишком нагляден. Для политиков это серьезная проблема: что делать с такими людьми? Как объяснять своему электорату их возможное содержание в палаточных лагерях? При этом и действовать жестоко по отношению к нелегалам тоже нельзя – декларируется же, что ЕС построен на других ценностях.
В Латвии нередко надеются на авось. Так было, например, в первые месяцы после начала пандемии. Премьер-министр не скрывал: думали, что пронесет. Не пронесло – Латвия оказалась страной с одним из самых высоких уровней заболеваемости. Сейчас, похоже, в Латвии еще надеются, что с беженцами как-то пронесет. Тоже вряд ли.
Если допустить, что эти "гибридные атаки" действительно как-то "координирует" президент Белоруссии Александр Лукашенко, то вряд ли он забыл, как мэр Риги и глава МИД Латвии заменили госфлаг Белоруссии на флаг оппозиции во время чемпионата мира по хоккею.
Так что ждем новостей. Точнее, гостей. И готовимся к теплой встрече.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.