Сейм поддержал решение кабмина ввести режим чрезвычайной ситуации (ЧС) в приграничных районах. Несмотря на то, что постановление вступило в силу накануне, 11 августа, парламент должен был официально одобрить этот шаг. 85 депутатов проголосовали "за", и никто не проголосовал против, сообщает LSM.
Несмотря на такое единодушие, дебаты длились более двух часов. Ряд депутатов критиковали политику правительства в условиях риска возникновения миграционного кризиса. Парламентарии посчитали реакцию правительства запоздалой и указали на недостатки приграничной инфраструкутры.
Такого мнения придерживается, например, Марис Можвилло. На этой неделе он вместе с коллегами посетил латвийско-белорусскую границу и остался разочарован, так как граница фактически "открыта".
"Это ненормально, что за 30 лет независимости мы не смогли оборудовать границу", – сказал он.
Кстати, аналогичное мнение на своей странице в Facebook высказал европарламентарий и экс-мэр Риги Нил Ушаков.
"Я правильно понимаю: правительство Латвии десятилетиями тратили сотни миллионов латов и евро на границу и обороны, но в результате страна не может справиться с парой сотен беженцев?" – говорится в публикации.
Но вернемся к депутатам Сейма. Еще один спорный вопрос, на который указал парламентарий от партии "Согласие" Борис Цилевич, – это запрет на получение убежища гражданами третьих стран в тех районах, где объявлен режим ЧС.
Напомним, что ЧС действует в Лудзенском, Краславском, Аугшдаугавском краях и городе Даугавпилс. Там запрещен прием заявок от мигрантов на получение убежища. По словам Цилевича, запрет будет уважительной причиной для жалоб на латвийское государство.
"Естественно, любое государство имеет полное право защищать свои границы и нет никаких обязательств пускать всех иностранцев или лиц без гражданства, которые этого хотят. Но в то же самое время есть определенные гуманитарные обязательства, связанные с тем, что Латвия, как и другие европейские государства, совершенно добровольно ратифицировала Конвенцию о статусе беженцев 1951 года и дополнительный Протокол 1967 года", – заявил Цилевич в эфире Латвийского радио.
По его словам, подписав конвенцию, Латвия обязалась предоставлять убежище людям, которые в своем государстве подвергаются преследованиям по политическим, религиозным, этническим или другим подобным мотивам.
"Этих обязательств с нас никто не снимал", – подчеркнул политик.
"И во многих приговорах и решениях Европейский суд по правам человека дал четкую интерпретацию этой статьи: выдворение иностранца в свое государство, где он рискует подвергнуться преследованиям, где его жизнь, здоровье и свобода могут оказаться под угрозой, является нарушением третьей статьи, то есть это жестокое обращение. Так что, несмотря на то, что право на убежище непосредственно в Европейской конвенции не предусмотрено, она все равно налагает определенные обязательства на все государства", – пояснил он.
Цилевич признался, что те нормы в решениях правительства, которые предусматривают возможность отказа в подаче заявлений, вызывают у него опасения.
"Ведь как только люди оказываются в латвийской юрисдикции, это наша обязанность – рассмотреть их просьбу об убежище, если она подается". В противном случае это грозит не только судебным разбирательством в Европейском суде по правам человека, но и ущербом государству.
Независимый депутат Сейма Вячеслав Домбровский высказался в аналогичном ключе. По его словам, применение физической силы со стороны латвийских пограничников, полиции, солдат в отношении мигрантов, без сомнения, будет широко отражаться в мировых масс-медиа.
"Это нанесет ущерб международной репутации Латвии – страны Европейского союза. Особенно если среди мигрантов будут женщины и дети. И очень возможно, что именно по этой причине большинство мигрантов будут именно женщинами и детьми. В связи с этим, коллеги, могу прогнозировать, что большинство мигрантов все же попадут в Латвии. И нашей обязанностью будет их разместить, кормить, и это все, конечно, за деньги латвийских налогоплательщиков", – заявил он.
Тем временем тучи на границах продолжают сгущаться. В среду и в четверг утром предотвратили попытку еще 91 человека незаконно пересечь латвийско-белорусскую границу. Ни один человек за прошедшие сутки за незаконное пересечение границы не был задержан.