В Латвии очень остро стоит вопрос о статусе семьи. Назревает даже референдум. Уже идет сбор подписей за закрепление в Сатверсме понятия, что семья – это "союз между мужчиной и женщиной".
Противников у этой инициативы, как и сторонников предостаточно. Проблема заключается в том, что критиками закрепления понятия традиционной семьи становятся не только представители ЛГБТ+ сообщества.
Далеко не все семьи в Латвии укладываются в формулу "мама, папа, ребенок". В Латвии много неполных семей, и они также должны рассчитывать на правовую защиту. Они со своей стороны выступают за то, чтобы нормативные акты необходимо изменить, чтобы выполнить решение Конституционного суда, требующее защищать все семьи.
Участники передачи "Открытый вопрос" обсудили эту проблему в эфире Латвийского Радио 4, сообщает LSM. По словам депутата Сейма, от партии "Новое единство" Андрея Юдина есть запрос на то, чтобы изменить ситуацию. Правовая защита нужна не только однополым парам.
"Понятно, что отношения могут быть самые разные. Есть люди, которые просто вместе проживают – мужчина и женщина, они уже были в браке, по каким-то причинам они не хотят заключать новый, и они фактически не защищены", – сказал он.
"Я слышал от коллег, что "ну разве это проблема? всегда можно сходить к нотариусу, все закрепить". Но когда мы говорим о личных отношениях, пока все хорошо, люди часто не задумываются и не готовятся к худшему. Не случайно возникают все эти гражданские процессы о разделе имущества. Но здесь мы говорим не только о разделе чего-то, что люди вместе приобрели. Есть же ситуации, когда происходит несчастный случай, а близкий человек юридически является никем", – подчеркнул политик.
Его поддержала Инесе Войка, депутат Сейма от партии "Для Развитие/За!". По ее словам, одна из самых больших проблем, которая особенно остро встала в пандемию коронавируса, – посещение больниц.
"Если с тобой что-то случается, то твой партнер тебе никто. Это сам по себе очень болезненный вопрос. Другой вопрос – наследство. Или разделение имущества при фактическом разводе", – сказала она. Войка подчеркнула, что решение любых бытовых вопросов без правовой защиты становится реальной проблемой, если люди живут не в официальном браке.
Для примера: если человек переводит в течение года своему партнеру более 1400 евро в год, например, на оплату счетов, то СГД уже может наложить штраф.
Еще один участник дискуссии, депутат Сейма от партии "Согласие" Борис Цилевич напомнил, что в Латвии семей, которые укладываются в идеальную формулу "папа, мама и их общие дети", – меньшинство. Поэтому действующее законодательство надо менять, ведь неполные семьи или семьи, где у родителей есть дети от прошлых браков, тоже оказываются незащищенными.
"Мы знаем, что практически половина детей сегодня рождается вне брака. Мы знаем, что есть очень много матерей-одиночек и семей, в которых супруги воспитывают вместе детей от других, предыдущих браков. Мы знаем, что очень много семей, где дети живут с родителями, есть и однополые союзы. Мне кажется, что вот это [нынешнее] законодательство, которое не соответствует реальному положению вещей, не может быть эффективным", – сказал он.
Напомним, что ранее КС рассмотрел заявление гражданки Латвии, в котором указывалось, что ее партнерше не дали послеродовой отпуск, так как, согласно законодательству, его может оформить только отец несовершеннолетнего.
В КС решили, что норма Трудового закона о праве на отпуск при рождении ребенка, положенная только отцам, но не второму партнеру в однополой семье, не отвечает статье 110 Сатверсме. Также в суде указали, что в правовых отношениях, которые касаются детей, приоритетными являются их интересы и права.
Судей поддержал президент Эгилс Левитс: "Ребенок рождается в определенной ситуации. В данном случае суд посчитал, что однополые родители или люди, составляющие семью, также являются семьей, которую необходимо защищать".
КС также постановил, что понятие семьи необходимо распространить не только на юридически образованную, но и на реальную семью. Сейму дали время до 1 июня 2022 года разработать соответствующие поправки к закону.