Министры обороны стран Европейского союза обсудили возможность создания собственной армии – сил быстрого реагировании численностью от 5 до 20 тыс. человек, передает ТАСС.
"Ситуация в Афганистане, Ливии, Ближнем Востоке и Сахеле показывает, что сейчас пришло время что-то делать, начиная с создания сил быстрого реагирования ЕС, которые продемонстрируют способность ЕС действовать, как глобальный стратегический партнер. Когда, если не сейчас? Позже будет поздно", – заявил глава Военного комитета ЕС генерал Роберт Бригер.
Напомним, что на сегодняшний день ЕС ни разу не прибегал к помощи так называемых боевых групп, которые были созданы в 2007 году.
Во время дискуссии глав силовых ведомств на тему кризиса в Афганистане министр обороны Латвии Артис Пабрикс обратил внимание политиков на "главную" проблему – Белоруссию. Он призвал Евросоюз отвлечься от Афганистана и заняться вопросом мигрантов в Прибалтике.
"Я бы скорее сказал, что мы должны думать не только о том, что делать с Афганистаном, но о том, что делать с Белоруссией. Вот что важно", – заявил Пабрикс.
Пабрикс отказался поддерживать создание сил быстрого реагирования ЕС и указал на ранее созданные боевые группы, которые так и не были задействованы. Очевидно, что для латвийского министра НАТО во главе США – единственный гарант безопасности.
Тем не менее идею создания собственного военного контингента поддержал верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Джозеф Боррель.
"Совершенно очевидно, что потребность в усилении европейской защиты никогда не была более очевидной, чем сегодня, после событий в Афганистане", – сказал Боррель.
Он добавил, что события в Афганистане подтолкнули разработку европейской концепции по безопасности "Стратегический компас ЕС". Финальный вариант документа презентуют до конца осени 2021 года. Евросоюз "должен попытаться создать что-то, что было бы более подготовленным к реагированию, к работе, потому что боевые группы остались неиспользованными".
По оценкам министра обороны Словении Матейа Тонина, силы быстрого реагирования ЕС могут состоять из 5–20 тысяч военнослужащих. Тонин призвал к присоединению солдат из тех стран, которые поддерживают создание военного контингента.
Министр обороны Германии Аннегрет Крамп-Карренбауэр подчеркнула, что ситуация в Афганистане продемонстрировала зависимость ЕС от США, из этого необходимо сделать выводы. По ее словам, Европе нужно говорить "о стратегическом ориентировании" на фоне "горького поражения" в Афганистане.
"По Афганистану мы видели, что наши собственные способности не такие, какими мы их себе представляли. Мы были зависимы от США, и сегодня речь будет идти о том, что из этого нужно сделать правильные выводы", – сказала Крамп-Карренбауэр.
"Стратегический компас ЕС" – первая военная концепция Евросоюза, целью которой является укрепление военной компоненты ЕС. Идея повышения автономии Евросоюза в сфере безопасности вновь стала актуальной в Брюсселе после провала миссии США и НАТО в Афганистане и отказа США продлить эвакуацию из этой страны после 31 августа, о чем просили Вашингтон государства ЕС.