Как констатировала в своем недавнем докладе Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в Латвии одни из самых низких фактических зарплат учителей среди стран ОЭСР. И при этом самые высокие нагрузки. В списке из 43 стран по уровню зарплат Латвия заняла позорное четвертое место с конца.
Если в среднем, по данным ОЭСР, фактическая заработная плата учителей за год в заведениях дошкольного, начального, второго этапа основного и среднего образования составляет 34 427 евро, 38 639 евро, 40 585 евро и 43 766 евро соответственно, то в Латвии эти цифры на порядок скромнее.
Педагоги дошкольного образования получают всего 17 836 евро в год, в начальной школе – 22 875 евро, на втором этапе основного образования – 22 563 евро, а на этапе среднего образования – 24 703 евро. До уплаты налогов, разумеется.
Педагоги Латвии, по сравнению со своими зарубежными коллегами, выглядят просто нищими.
При этом нагрузка у латвийских учителей будь здоров. Сначала им пришлось разбираться с языковой реформой, связанной с переводом преподавания во всех школах Латвии на латышский язык, и ломать голову над тем, чтобы дети усвоили хоть что-то на неродном языке.
Правильный ответ на "русский вопрос": новый президент Эстонии может многому научить Латвию >>>
Затем – заниматься внедрением в школах совершенно абсурдной компетентностной методики. Она предполагает, что учитель должен доносить до детей не содержание предмета, нет.
Он должен использовать это содержание, чтобы дети овладевали компетенциями, которые помогут им в дальнейшем развиваться самостоятельно и, добывая знания самим, решать практические проблемы.
"Молодежи вешают лапшу на уши": как можно вытащить из пропасти образование в Латвии >>>
Что значит эта ахинея, не понимают не только учителя, но и авторы компетентностной методики. Поэтому для скорейшего внедрения инновации учителям предписали проявить инициативу и самостоятельно искать новые подходы, по-другому планировать уроки, кооперироваться и работать сообща, чтобы пересмотреть планы и содержание разных предметов. А также проводить побольше практических занятий и экскурсий, чтобы обучение стало интерактивным.
И все это – за одну зарплату, при том, что никто не отменял ни бесконечных отчетов наверх о проделанной работе, ни классного руководства, ни проверки контрольных и домашних заданий и внеклассной работы.
Учителя взвыли, но в Министерстве образования и науки их жалобы и слушать не захотели. Более того, когда подоспела эпидемия ковида, породившая настоящий бардак с удаленным обучением, в министерстве придумали назначить педагогов ответственными за тестирование учеников.
Джин из пробирки
С тестированием жить стало совсем весело. По словам депутата Рижской думы от партии "Согласие", а по совместительству директора рижской 80-й средней школы Анны Владовой, будни преподавателей теперь выглядят так: "Получи пробирки, раздай пробирки, подпиши пробирки, собери пробирки, проверь, чтобы все было сделано правильно, свяжись с лабораторией, ответь на 100–500 вполне резонных вопросов родителей, сломай голову, но придумай, как одновременно вести очный урок для трех вакцинированных в классе и 25 вынужденных уйти на карантин в удаленном режиме…".
При этом с самими анализами бардак полный. Частные лаборатории, получая от правительства ЛР совсем немаленькие деньги (3 280 000 евро в месяц ) на тестирование школьников, с обработкой тестов не справляются. В итоге процесс обучения по сути сорван.
Кто-то получил результаты анализов, которые не сдавал, кто-то не получил, хотя сдавал, кто-то получил, но не свои. Кто-то – свои, но не туда, куда надо. До лабораторий же просто не дозвониться. В результате щедрого госзаказа они так загружены работой, что просто не берут трубки.
На выходе педагоги и ученики ощущают себя подопытными кроликами. Министерство образования и науки, самоустранившись от школьных проблем, отказалось доплачивать педагогом за работу, которая не входит в их должностные обязанности.
МОН заявило, что в восполнении пробелов в учебе оно в новом учебном году всецело полагается на профессионализм школ и педагогов. Им дана полная свобода в отношении того, как налаживать учебный процесс (то есть, очно или дистанционно), как организовывать консультации и обеспечивать эпидемиологические требования.
Короче, как хотите – так и вертитесь. Как говорится, кадры решают все: в том смысле, что они в ответе за все.
Прощай, школа
Между тем, нехватка учителей в школах на данный момент просто катастрофическая. На дворе конец сентября, а в латвийских школах до сих пор не достает почти 500 работников.
Катастрофически не хватает учителей дошкольного образования, преподавателей математики, учителей по английскому, латышскому, русскому, французскому, немецкому, физике, химии, биологии, географии, информатики и экономики.
Кроме того, не хватает помощников учителя, уборщиц и гардеробщиков. Методистов, логопедов и учителей групп продленного дня. Причем, наиболее остро проблема кадров стоит в крупных городах – Риге, Елгаве, Юрмале.
Взять же их неоткуда. Желающих взвалить на себя чудовищные нагрузки и стать ответчиком за все на смешную ставку в 830 евро, просто нет. Но для латвийского Минобра это не очевидно.
Дабы выяснить, отчего молодые специалисты не хотят работать по специальности, министерство пообещало провести научное исследование. Это звучит весьма забавно. То есть, на доплаты учителям денег нет, а на исследование – есть. Хотя причины удручающей ситуации в школах понятны без анализа.
Ну а пока в МОН занимаются этой "важной" работой, школы пытаются решить проблему дефицита кадров своими силами, увеличивая нагрузку на имеющихся преподавателей и привлекая учителей из других школ. В результате один учитель запросто может совмещать преподавание в двух-трех, в порой и в четырех школах. Что быстро приводит к профессиональному выгоранию.
А скоро станет еще хуже. Ведь каждый второй из латвийских педагогов много старше 50 лет и считает дни до пенсии. В силу преклонного возраста учителям и так нелегко выполнять свои обязанности, а тут еще дополнительные нагрузки, необходимость вести уроки в маске, проводить попутно тестирование школьников на ковид…
Неудивительно, что требование обязательной вакцинации педагоги встретили в штыки. Многие предпочитают уволиться или выйти досрочно на пенсию. Пусть меньше денег, зато здоровее будешь.
В результате, по прикидкам министра образования Аниты Муйжниеце, из-за нежелания педагогов вакцинироваться система образования может в самое ближайшее время лишиться еще около тысячи человек.
Но у МОН и тут есть план! Чтобы справиться с дефицитом кадров и хоть как-то решить проблему обновления педагогического состава, оно разрешило преподавать в школах всем, у кого есть диплом о высшем образовании. Годятся любые "корочки".
Долой прежнее требование непременного педагогического диплома. Не боги горшки обжигают! "Вышка" есть? Есть. Проходи за 72 часа специальные курсы – и вперед, сеять разумное, доброе, вечное.
Неважно, что качество образования упадет в Латвии скоро ниже плинтуса. Главное, чтобы было кому воплощать любые распоряжения сверху в жизнь.
А что же деньги? Полный порядок. Из бюджета 2022 года, где правительство готово выделить более 2% от ВВП на оборону и добавить около 400 миллионов системе внутренних дел, Министерству образования перепадет аж 41,6 миллиона евро. Дойдут ли эти деньги до учителей? А это, извините, никому не обещалось. Ведь МОН постоянно нужны средства на исследования.
Можно даже предсказать, какая тема будет точно актуальна для министерских изысканий в ближайшем будущем: "Почему образование в Латвии приказало долго жить".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.