В Латвии на сегодняшний день действуют две ветряные электростанции (ВЭС) в городах Гробиня и Венстпилс, общая мощность которых – 40 мегаватт. Постройке новых ВЭС в республике мешают непродуманное законодательство и возражения общественности.
"Самая большая проблема в Латвии заключается в том, что в принципе невозможно согласовать проекты, что связано со сложностью бюрократического процесса. Государство создало настолько сложный механизм, что получить разрешение на строительство практически нереально", – приводит lsm слова главы Латвийской ассоциации ветроэнергетики (ЛАВ) Томаса Набургса.
По словам Набургса, проблема с ветряными электростанциями в Латвии заключается и в том, что зеленая энергетика якобы поддерживается, однако в момент согласования проекта желание властей самоуправлений строить у себя ВЭС исчезает.
"Проблема в том, что, когда вы идете согласовывать проект ВЭС в местное самоуправление, появляется такой феномен, что люди, которые концептуально поддерживают зеленую энергетику, не хотят, чтобы эти проекты строились в их самоуправлении на их территории", – сказал глава ЛАВ.
Так, например, в латвийских городах Тукумсе и Добеле жители и власти самоуправлений выступили против строительства ветряных электростанций.
Как указал советник Латвийской ассоциации самоуправлений по вопросам энергетики Андрис Акерманис, латвийское государство не приложило достаточной усилий для того, чтобы привести законодательство в порядок и довести до сведения людей необходимость постройки ВЭС.
"Для Латвии возобновляемая электроэнергия жизненно важна, потому что мы не можем обеспечить себя, даже используя российский газ. Только в годы сильных паводков Латвии хватает электроэнергии. Ветер, в свою очередь, может произвести довольно большие объемы электричества. Однако среди недостатков ВЭС – вибрация, занятые под ветровые парки, территории, а также гибель птиц, попадающие в крылья ВЭС", – отметил Акерманис.
Отмечается, что к 2030 году Латвия планирует установить ветровые электростанции общей мощностью 800 мегаватт, что в десять раз больше нынешних мощностей. В то же время Эстония планирует установку ВЭС мощностью 1000 мегаватт, Литва – 2000 мегаватт.
Как отмечал в беседе с Baltnews глава Фонда энергетической безопасности России Константин Симонов, одной из предпосылок нынешнего энергетического кризиса в Европе стала неспособность ветряных электростанций закрыть рост спроса на электроэнергию. По словам эксперта, пик энергопотребления пришелся на тот момент, когда ВЭС по причине безветренной осени не могли выработать необходимое количество электроэнергии.
По мнению Симонова, среди причин нынешней ситуации с рекордными ценами на энергоресурсы в Европе – увлечение ЕС (и не только его) ускоренным энергопереходом и "зеленой" энергетикой, а также недооцененность рисков, который этот энергопереход содержит.
Глава Фонда подчеркнул, что, не решив технологический вопрос – например, как хранить электричество, ЕС ускоренно начал переводить свою энергетику на "зеленые" рельсы. Это связано и с закрытием угольных станций, закрытием атомных станций и с тем, что "зеленая" энергия стала обязательной для потребления и первым приоритетом.
Напомним, что 21 декабря этого года спотовая цена на природный газ на европейских хабах обновила исторический максимум после отказа от сертификации "Северного потока–2". Стоимость газа в Европе выросла до самого высокого уровня более чем за два месяца и превысила 2 тысячи долларов за тысячу кубометров.