Несмотря на то, что Сейм Латвии вот уже два года не работает из здания парламента и даже работа комиссий проходит в удаленном формате, почти все депутаты, которым были предоставлены транспортные компенсации, продолжают ими пользоваться, пишут газеты Diena и Latvijas avīze.
Однако в декабре 2021 года сумма выплаченных депутатам компенсации во время удаленной работы сократилась примерно на 33% по сравнению с январем 2020 года, когда Сейм еще работал в стандартном режиме
Так, в декабре 2021 года на компенсации за пользование транспортом ушло 8633,29 евро, а в январе 2020 года – 12 936,55 евро. При этом в январе 2020 года из 66 включенных в список транспортной компенсации депутатов ее не получили трое, а в декабре прошлого года – 14 депутатов. В декабре, когда действовало чрезвычайное положение из-за COVID-19, самая высокая транспортная компенсация – 595 евро – была выплачена независимому депутату Эрику Пуценсу.
Как Пуценс объяснил газете Diena, даже когда работа Сейма происходит дистанционно, он подключается к заседанию из помещений парламента, поэтому часто ездит из Кулдиги в Ригу. В Кулдиге у Пуценса двухкомнатная квартира, где в одной комнате работает жена, которая работает учителем и часто ведет уроки в онлайн-режиме. В свою очередь депутат не считает возможным работать в спальне, поэтому ездит в Сейм.
Депутат от "Национального объединения Илзе" Индриксоне, получившая в декабре третью по величине транспортную компенсацию в размере 349,18 евро, подчеркнула, что самые большие расходы связаны с необходимостью работать в очном режиме в Министерстве экономики, где она является парламентским секретарем. Политик отметила, что удаленная работа для нее не всегда возможна в связи с ее обязанностями по обороту документации.
Помимо выплаты компенсаций есть другие спорные моменты в удаленном режиме работы Сейма. Депутат партии "Союз зеленых и крестьян" Армандс Краузе заявил, что руководители комиссий Сейма на удаленных заседаниях не дают депутатам высказаться, как это неадвно произошло на встрече комиссии по обороне и внутренним делам.
Депутат Марис Можвилло указал на дуругю проблему: голосуя в электронной системе заседаний парамента e-saeima нет уверенности в том, что голосует сам депутат, а не кто-либо еще.
"Во время голосования невозможно установить, является ли человек, использующий компьютер, депутатом или умным "помощником". На мой взгляд, это самое слабое место в этой системе", – отметил Можвилло, добавив, что это может повлиять на результаты голосований.
Напомним, Сейм Латвии ранее отклонил предложение, поступившее от оппозиционных партий, возобновить работу парламента в очном режиме. Проекты постановления о возобновлении работы в очном формате продвигали депутаты от оппозиционных партий "Республика" и "Союз зеленых и крестьян".
В частности, депутат Вячеслав Домбровский ("Республика") призвал Сейм и спикера парламента Инару Мурниеце ("Национальное объединение") немедленно возобновить работу очно, как это предусмотрено Конституцией.
По словам Домбровского, на "дистанционке" некоторые депутаты могут "сидеть и слушать одним ухом". Кроме того, начать заседание Сейма ровно в 9 часов не представлялось возможным, поскольку на участие в заседании e-Saeima (система удаленных заседаний парламента) подали заявки только 75 коллег (из 100), сообщил Домбровский.
Домбровский указал, что в Латвии сотни тысяч людей просыпаются рано утром, чтобы идти на работу. Однако депутаты латвийского Сейма сидят дома, а часть из них продолжают получать транспортные компенсации.
В свою очередь спикер Сейма Инара Мурниеце заявляла, что уровень заболеваемости COVID-19 стремительно растет, поэтому c возвращением депутатов в здание Сейма возникли трудности.