В 2021 году Центральное статистическое управление (ЦСУ) зарегистрировало 34 142 случая смерти в Латвии и подтверждает увеличение числа смертей на 18% по сравнению с предыдущим годом. Для сравнения: в той же базе данных ЦСУ говорится, что в Латвии в 1939 году погибло 27 827 человек, а продвижение фронта "сквозь" Латвию в ходе Второй мировой войны увеличило смертность до 32 230 человек (+15%), отмечает автор газеты Neatkarīgā.
Сравнение требует оговорок, поскольку количество смертей, доступное статистикам, не отражает всех опасностей, которые представляет для людей война. Однако рост числа погибших на 18% – это слишком много.
Причину увеличения смертности теперь мог бы назвать любой, даже если бы его разбудили посреди ночи, – COVID-19! Однако статистические данные требуют дальнейшего уточнения. Смертность от коронавируса не охватывает весь рост смертности.
Раздел информации о COVID-19, предоставленный Центром по контролю и профилактике заболеваний (ЦПКЗ), начался с публикации о 5113 умерших от COVID-19 21 февраля 2022 года. Это общий показатель начиная с 3 апреля 2020 года, когда в Латвии была зарегистрирована смерть первого пациента с COVID-19. Так что относительно скоро пройдет два года с момента этого события.
Всего за 12 месяцев число смертей в 2021 году превысит число смертей в 2020 году на 5288 человек. В 2020 году увеличение смертности по сравнению с 2019 годом на 1135 смертей, или 4%, было включено или почти включено в обычный коридор колебаний, где ни количество смертей, ни рождений точно не повторяется в последующие годы.
Конечно, 12 месяцев в 2021 году – это более длительный период, чем всего 9 месяцев в 2020 году, когда люди также скончались от коронавирусной инфекции. Ожидалось, что число смертей в долгосрочной перспективе будет выше, чем в краткосрочной перспективе, но само по себе это не может объяснить увеличение числа смертей.
Согласно данным Базы данных статистики здравоохранения, COVID-19 может быть связан с более высокой смертностью. Объединяя COVID-19 в качестве причины смерти и связанный с COVID-19 мультисистемный воспалительный синдром (терминология базы данных цитируется буквально), объясняется 4344 смерти, что намного ближе к увеличению смертности на 5288 человек.
Однако остаются еще 944 человека. Такую разницу еще легче разделить между случайными колебаниями и старением населения Латвии. Влияние COVID-19 на общее число смертей можно объяснить параллельным ростом и падением кривых, показывающих общее увеличение смертности и смертности от кишечной палочки в каждом из месяцев 2021 года.
Здесь также видно, что даже в этой версии медицинской статистики COVID-19 не объясняет всех смертей, по которым каждый месяц 2021 года, за исключением декабря, превышал число смертей в этом месяце 2020 года. В этом случае связь между COVID-19 и увеличением общего числа смертей может быть расширена двумя другими способами.
Во-первых, в крайнем случае эта смерть вызвана вакциной против коронавируса, если не напрямую, то усугубляя хронические заболевания, которая уже была у вакцинированных людей. С этой точки зрения официальная медицина и ее статистика подозреваются в сокрытии причины смерти, которая, по крайней мере на данный момент, не вызывает массовой смертности, но и не является такой экзотикой, как те немногие смерти, которые были связаны с вакцинацией.
Во-вторых, от болезней умерло больше людей, у которых не было COVID-19, – именно по той причине, что у них не было COVID-19. Это означает, что трудно вовремя попасть к врачам и получить медицинскую помощь на уровне, который до сих пор был распространен в Латвии, поскольку большая часть ресурсов была направлена на пациентов с COVID-19 или лечащий их медицинский персонал.
Набор причин, перечисленных здесь и, возможно, не перечисленных (неизвестных, непонятных), также привел к тому, что в 2021 году впервые в истории Латвии уровень смертности здесь оказался ровно в два раза выше рождаемости: 17 115 рождений и 34 142 смерти.
Также совпадением является то, что общее число – 34 142 смертей в 2021 году – почти совпадает с показателем в 34 812 смертей в 1990 году, когда восстановленная Латвийская Республика начала свой нынешний курс. Разница лишь в том, что в тот год рождаемость все еще превышала смертность – 37 918 новорожденных.
Это был первый и единственный год после восстановления независимости Латвийской Республики, когда это соотношение превысило грань между выживанием и вымиранием нации, пусть и в микроскопических масштабах.