17 июня в Латвии отмечается день оккупации, которой не было. Советские войска в 1940 вошли на территорию республики на основании ранее подписанного Договора о взаимопомощи между Латвией и Советским Союзом от 1939 года, а советской армии не было оказано сопротивления, к которому никто из представителей легитимной латвийской власти и не призывал. Об этом рассказал в беседе с Baltnews директор фонда "Историческая память" Александр Дюков.
"Вопрос об оккупации или не оккупации – вопрос юридической квалификации. Фактическая сторона произошедшего в 1940-м году в Латвии и других странах Балтии ясна и не имеет каких-то расхождений среди российских и прибалтийских историков. На территорию прибалтийских стран были введены дополнительные контингенты советских войск, эти действия современные политики стран Балтии квалифицируют как оккупацию", – рассказал Дюков.
Для того, чтобы доказать, что имела место оккупация, недостаточно доказать факт вхождения войск, отметил историк. Так, необходимо доказать, что это введение войск было квалифицировано местными легитимными властями как неправовой акт, который был связан с войной и военными действиями. Только в таком случае можно говорить об оккупации в ее юридическом смысле, пояснил Дюков.
"В случае с Латвией мы видим, что введение дополнительного контингента советских войск осуществлялось на основании ранее подписанного Договора о взаимопомощи. Латвийская сторона не заявила о том, что действия советской стороны являются нарушением Договора о взаимопомощи и согласилась с советской аргументацией", – рассказал собеседник Baltnews.
Напротив, тогдашний президент Латвии Карлис Улманис не только не отдал приказ войскам об оказании какого-либо сопротивления, но и лично контактировал с советской стороной и обратился к населению с соответствующим заявлением. Впоследствии латвийская армия также не оказывала никакого сопротивления и была переформирована в территориальный корпус в составе Красной армии – это произошло после вхождения Латвии в СССР, напомнил глава фонда "Историческая память".
Кроме того, действия Советского Союза не были обозначены как военная оккупация никем из наблюдавших за этим стран. Даже заявление американского госсекретаря, на которого сегодня ссылаются латвийские политики, говорит не об оккупации, а о несогласии США с включением Латвии в состав СССР, то есть об аннексии, подчеркивает Дюков.
"В 1991 году, когда представители новой Латвии принимали заявление о независимости, ими было признано как действующий Договор о взаимопомощи между Латвией и СССР 1939 года. Следовательно, признав его в качестве действующего и сославшись на него в официальном документе, они признали, что этот Договор не был нарушен в 1940 году", – подчеркивает историк.
Таким образом, Договор о взаимопомощи не был нарушен, а латвийские юристы, которые занимались этим вопросом, считают датой окончания Договора 1994 год, когда с территории Латвии были выведены все войска.
"С правовой точки зрения, невозможно говорить о том, что события 1940 года в Латвии были оккупацией", – заключил Александр Дюков.