"Иваны с эмблемами медведя на ноутбуках" – вот чего американцы боятся больше ядерной войны

Хакер

Илья Круглей

Тема "российских хакеров" вновь приобретает популярность в западных СМИ. Разумеется, внимание читателя фокусируют на мнимой угрозе от России. При этом мало кто объясняет, как сегодня в реальности проходят кибератаки, для чего их делают, и кто ими чаще всего пользуется.

Выборы президента Соединенных Штатов состоятся только 2020 году, однако это не мешает американским политиками и подконтрольным им СМИ уже сегодня вновь поднимать темы по антироссийской повестке, чтобы спекулировать ими против своих оппонентов.

В издании Forbes, к примеру, стали предупреждать своих читателей о том, что российские хакеры уже якобы готовятся "навалиться лавиной" на США. Чтобы обвинения, разумеется, без серьезной доказательной базы, выглядели максимально убедительно, в ход пошли исследования компаний Check Point и Intezer. В Forbes утверждают, что благодаря аналитикам из этих организаций якобы стала понятна взаимосвязь между различными российскими силовыми структурами и группами хакеров.

Главный тезис авторов доклада – различные группировки теневых программистов (Sofacy, GreyEnergy, Turla или Telebots) не делятся наработками между собой. В издании как бы намекают, что в РФ либо идет внутриведомственная конкуренция, либо русские хакеры якобы не хотят "засветиться" одновременно, поэтому каждая из групп не ведает, чем занимается другая.

Опасения стали звучать и от силовиков. К примеру, в ФРБ, как сообщает NBC News, предупреждают о возможных кибератаках из России, Китая и Ирана.

Мало конкретики и заумные фразы для простых обывателей

Западные СМИ уже неоднократно были замечены в спекуляциях той или иной темой для раздувания антироссийской повестки. Для этого использовались эмоциональные обвинения, фразы типа highly likely (весьма вероятно), но все как-то забывали про доказательную базу. На этот раз издание особой изобретательностью тоже не отличился.

Авторы доклада из компаний Check Point и Intezer уверяют всех, что им удалось найти общие коды внутри различных групп российских хакеров.

По их мнению, РФ будет нападать "с разных углов, волна за волной, разными инструментами". При таком напоре у США вроде как не будет даже маленького шанса на успешную защиту.

Фразы, конечно, пугающие, но вот какая за ними стоит конкретика? Что именно будут делать "коварные русские хакеры"? Что это за волны такие? И, кстати, как так вышло, что США с их огромнейшим военным бюджетом и тратой на кибербезопасность не могут отразить атаку, а аналитики из Check Point и Intezer смогли найти (как?) общие коды внутри различных групп российских хакеров? Может, Пентагону следует нанять на работу именно этих специалистов, раз они такие умельцы?

Что такое реальная хакерская атака?

Чтобы лучше разобраться в ситуации, нужно понять, причем не вдаваясь в заумные и узкоспециализированные термины, что вообще сегодня нужно для выполнения масштабной кибератаки на страну. Рассуждения в Forbes, может, и выглядят как превью к трейлеру крутого блокбастера, но как насчет реальности? Как это происходит на самом деле? Можно ли действительно сегодня в одиночку определить, кто действительно атаковал страну?

Обо всем этом рассказал руководитель Агентства кибербезопасности Евгений Лифшиц.

"Технически масштабные хакерские атаки – это очень трудный процесс, требующий огромного количества ресурсов, причем как финансовых, так и человеческих. DDoS атаки требуют массы хостов, которые должны загружать трафик в критические точки. Для этого нужно очень много оборудования. Такие спланированные акции требуют множества устройств с хорошими каналами связи и возможностями генерировать нужное количество трафика", – рассказал эксперт.

Он продолжил:

"Последствия могут быть весьма серьезными. Атаки могут де-факто остановить функционирование различных сервисов, к примеру, ресурс электронного голосования прямо во время выборов. По сути, избиратель не сможет отдать свой голос".

Также Евгений Лифшиц объяснил, что во многих случаях практически невозможно обнаружить, откуда шла атака. Источник сегодня можно умело замаскировать. Была виновата Россия, Индия, Китай, США или кто-угодно еще – доказать почти нереально.

"Проблема в том, что странам нужно объединяться, выработать несколько правил, чтобы вместе сотрудничать для поиска источника подобных хакерских атак. Только тогда виновник будет найден. Я уже говорил об этом в сентябре этого года в ООН на презентации "Доклада о цифровой экономике 2019".

Для раскрытия хакерских атак нужна реакция целой цепочки стран. Это объективно техническая необходимость, без нее строить что-то вроде цифровой крепости по отдельности в каждой стране, какими бы ресурсами она не обладала, не выйдет. Взять в пример хотя бы Канаду, которая создала целую киберармию якобы для защиты, но понятно, что у этих сил двойное назначение. Отдельные задачи она, может, и выполнит, а вот защитить себя на 100% все равно не выйдет, нужна кооперация с другими странами.

Хакерской атакой стране можно нанести сегодня иногда и больший урон, чем какой-нибудь ракетой. Блэкауты в Венесуэле и атаки на отдельные объекты Ирана – яркое тому подтверждение. В любом случае мир вынужден будет прийти к тому, что страны выработают некий механизм сотрудничества по противодействию масштабным хакерским атакам. Это неизбежно. От этого страдают все – Россия, Запад, Азия, Латинская Америка", – делает вывод эксперт.

О хакерах говорят, но объединяться против них не торопятся

Итак, теперь, когда мы разобрались, что масштабные атаки на страну отследить практически невозможно и для их реального противодействия нужна кооперация нескольких государств, возникает справедливый вопрос: так почему же США не спешат создавать международный документ по такому сотрудничеству?

Вашингтон ведь постоянно жалуется, что "коварные хакеры" (сейчас даже не важно – русские или нет) постоянно его "обижают". Что мешает, например, поднять эту тему в ООН? Заметьте, ведь многие эксперты, кстати, не только из России, уже не первый год твердят, что давно пора создавать механизм по совместному противодействию киберугрозам.

Вероятно, все потому, что США сами не прочь использовать хакерские атаки против некоторых стран. Вспомним хотя бы недавние "блэкауты" в Венесуэле, о которых в США заявили почему-то раньше, чем они де-факто начали происходить в латиноамериканской стране. Есть примеры и кибератак на иранские объекты, связанные с ядерной программой. В американских СМИ и ФБР постоянно говорят о "русских хакерах". Но при этом они как-то аккуратно забывают о том, сколько кибератак было совершено, причем масштабных, на страны, которые считаются недружественными США.

Вот мы и приходим к очевидному выводу. Зачем Вашингтону вырабатывать международный механизм, при работе которого нельзя будет так безнаказанно "хулиганить" в какой-нибудь Венесуэле? Да и Россию во вмешательстве в выборы просто так обвинить не выйдет, будет ведь реально действующий инструмент, который может доказать обратное!

Раз на "пугало" реагируют, надо этим пользоваться

В западном информационном поле, по мере приближения выборов президента США, антироссийская истерика будет снова нарастать. Что поделать, ничего нового в Соединенных Штатах не придумали. Опять эти чертовы "Иваны с эмблемами медведя на ноутбуках".

Какой с этого прок России, раз после "успешной хакерской атаки" против нее продолжают действовать санкции, а ситуация на международной арене не меняется? В западном инфополе рассуждать настолько глубоко не будут.

Вашингтону, особенно демократам, которые так усердно разрабатывали тему "русских хакеров", не хочется отказываться от такого "пугала". Видимо, оно еще работает, иначе бы антироссийская пропаганда строилась на чем-нибудь другом.

Как отметил в беседе с Baltnews политолог, глава компании "Интернет-Розыск" Игорь Бедеров, обвинения Москвы в кибератаках не выдерживают никакой критики, зато они очень удобны для раздувания антироссийской истерии.

"Поймите правильно. Хакеров, профессиональный уровень которых позволил бы осуществлять целенаправленные атаки на ключевые объекты инфраструктуры, не так много. По разным оценкам, их число не превышает 10 тысяч человек по всему миру. И не нужно напоминать о том, что далеко не все из них работают "на темной стороне". Некоторые давно и успешно строят карьеры, защищая государственные и частные компании от действий их теневых коллег.

Обвинять при этом Россию глупо. О чем мы тут говорим, когда большая часть мирового интернета сосредоточена в США. У них есть вся возможная инфраструктура для слежки в масштабах всей планеты. В любой момент они, а не Россия, могут отсечь нас от Интернета. Но это не нужно им самим, поскольку пропадет возможность для США мониторить политический процесс в России и осуществлять разведку внутри нашей страны", – считает эксперт.

Игорь Бедеров также напомнил о немаловажной роли военного лобби в США. Каждый избранный президент вынужден "показывать мускулы", усиливая вооруженные силы и тратя все больше и больше бюджетных средств на "оборону". Правда, под обороной, как ни странно, все больше понимается создание и закупка образцов наступательного вооружения.

"Кроме танков, самолетов и ракет, такие траты означают еще и развитие телекоммуникационных технологий и необходимости "запугивать" простых американцев "русской угрозой", "русскими хакерами". Пока войны идут за пределами США и обыватель их не видит, то он начинает склоняться к демократии и задаваться вопросом о целесообразности таких огромных трат на оборонку. Поэтому внешняя угроза всегда должна присутствовать в сознании американских граждан", – рассуждает эксперт.

Внешний враг сегодня – это необязательно небритый, немного пьяный солдат с автоматом Калашникова за спиной и устройством с красной кнопкой в кармане. Цифровая угроза для Пентагона сегодня выгодна ничуть не меньше ядерной.

То, что тема уже давно приелась, – не беда. В Европе всегда найдутся страны, которые вдруг обнаружат присутствие "российского вмешательства". Даже если Германия и Франция не захотят снова повторять старые мантры о хакерах, тему наверняка поддержат Великобритания, Польша, и уж точно страны Прибалтики. Этого вполне хватит, чтобы в инфополе Запада вновь можно бы было говорить о "всеобщем" недовольстве "российского вмешательства".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме