Евросоюз, который некоторые считают политическим образованием с единым мнением по внешней политике, вновь демонстрирует разные подходы в отношениях с Россией. В то время как в Прибалтике не утихают русофобские скандалы, а в Польше винят Москву во Второй мировой, Париж ведет себя совсем иначе.
Франция, которую справедливо считают одной из ведущих держав Европейского союза, все чаще говорит о необходимости диалога с Россией. Президент Эммануэль Макрон предлагал вернуть ее в "Большой восьмерку", согласился присутствовать на параде 9 мая в Москве и неоднократно призывал Запад возобновить контакты с Кремлем, которые были сведены к минимуму после 2014 года.
Теперь же Париж делает явные намеки восточноевропейским государствам, для которых антироссийская повестка – это часть внешней политики.
"Длительная изоляция Москвы не привела к желаемым результатам, а лишь застопорила прогресс развития русско-европейских отношений", – заявил посол Франции в Киеве Этьен Де Понсен.
Тонкая политика и намеки Парижа
Когда глава Франции встретился в Польше с президентом Анджеем Дудой и премьер-министром Матеушем Моравецким, он вновь упомянул Россию. Правда, может показаться, что Макрон на этот раз говорил о Москве не слишком приятные вещи.
"Я вижу российский подход к переосмыслению Второй мировой войны, к чувству вины польского народа. Это в высшей степени политический проект", – цитирует его французское издание Le Monde.
Когда представитель Госдепа в США выходит на брифинг и говорит журналистам о том, что Россия "напала" на Украину, разумеется, забывая про доказательства, – вот это действительно поддержка. А слова французского президента о "политическом проекте" или о "русском подходе к переосмыслению Второй мировой" звучат как-то излишне осторожно и нейтрально. Зачем ему тогда вообще об этом говорить?
Многие эксперты и СМИ, в том числе и европейские, уверены, что Макрон хочет сделать свою страну первой по значимости в Евросоюзе, подвинув с этого места Германию. Вероятно, французский президент прекрасно понимает, что Парижу после Брексита нужно как можно быстрее обеспечить себе лояльность Варшавы.
Мотивация весьма проста. Из-за ухода Великобритании политический вес Польши в ЕС объективно стал, хоть и немного, но все же больше.
Именно поэтому Макрон и сделал подобное заявление – и Россию сильно не обидел, и Польшу поддержал. Но параллельно с этим посол Франции на Украине дал весьма недвусмысленные рекомендации, причем не только Польше, но и Прибалтике. Судя по его заявлению, Франция явно не одобряет русофобию, и другим в Европе ее использовать не рекомендует. Увы, но довольно сложно как-то иначе трактовать фразу: "Французы не намерены поддерживать жесткую позицию Польши и стран Прибалтики в отношении России".
У членов ЕС слишком разные приоритеты
Другой вопрос, прислушаются ли Эстония, Латвия, Литва и Польша? Как рассказал в беседе с Baltnews политолог Александр Асафов, это маловероятно. Несмотря на так называемое единство Евросоюза, у Парижа и восточноевропейских государств слишком разные приоритеты во внешней политике.
"Дело в том, что такая жесткая позиция стран Прибалтики и Польши в отношении России не является самостоятельной и какой-либо содержательной частью идеологии или иных убеждений жителей таких стран. Это лишь позиция политических элит, стремящихся выполнять задания от Вашингтона. Они отрабатывают этот вектор как могут, поскольку лояльны к США и защищают не свои, а американские национальные интересы в надежде получить существенную выгоду от такой поддержки. В данном случае речь идет о финансовых преференциях", – считает эксперт.
Однако, по мнению политолога, французы занимают абсолютно другую позицию. Для них и для Макрона в частности приоритетным является суверенитет и идея возвращения к временам "пятой республики де Голля", когда Франция была полноценным международным актором.
Она тогда занимала независимую позицию и в отношении СССР, и в отношении США, причем иногда становилась конструктивным посредником в различных спорах этих сверхдержав.
"Правительство Франции последовательно пытается вернуть этот статус. Тем более, я напомню, Париж является участником ядерного клуба, а это многое значит на международной арене. Именно поэтому Франция, говоря о нецелесообразности изоляции Москвы, указывает своим коллегам по ЕС на бесполезность такой затеи и негативные последствия проамериканского вектора. Но при этом позиция Парижа не может быть объединена с внешнеполитическим курсом прибалтийских республик", – считает эксперт.
Александр Асафов уверен, что Франция занимается выполнением своих задач и развитием собственной экономики. Также она нацелена на получение приоритетного места в Евросоюзе. Об этом говорит инициатива Макрона о создании, например, новой европейской антитеррористической прокураторы, которая может заменить Интерпол или внедрение французского языка, как официального языка ЕС. А вот у восточноевропейских стран все иначе.
У Прибалтики и Польши задача только одна – проявить максимальную лояльность к США, в том числе, и в своей антироссийской позиции, чтобы потом конвертировать все это в деньги. Франция это хорошо видит, поэтому и пытается указать Прибалтике другой вектор. Но, скорее всего, такое доброе пожелание останется нереализованным", – считает политолог.
Разделение по принципу "лоялен к США или нет"
Стоит отметить, что заявления французского посла о вреде политики изоляции России – это не слова маргинала. Он просто напомнил Прибалтике и Польше позицию Парижа. Сам Макрон не так давно говорил: "Сейчас, когда мы переживаем становление нового мирового порядка, отталкивать Россию, безусловно, вредно".
В информационном поле Польши, к слову, на это довольно быстро отреагировали.
"Политика Франции в отношении РФ вызывает много вопросов и сомнений не только в Польше, но и в соседних странах… Мы напоминаем нашим французским друзьям о необходимости сохранять единую политику ЕС и НАТО в отношении России", – цитирует издание Onet посла Польши в Париже Томаша Млынарского.
Заметьте, в Эстонии, Литве и Латвии реакции по этому поводу не последовало. Прибалтика вообще решила отмолчаться.
Выходит, когда в Европе звучит голос страны, призывающей отказаться от слепого копирования политики Вашингтона, лояльные к США страны либо молчат, либо, как это сделал польский посол во Франции, предъявляют к Парижу претензии.
Отношение к России в Евросоюзе практически стало той гранью, которая разделила ее. Есть те, кто ставит в приоритет дублирование политики США, не считаясь с последствиями. А есть страны, у которых на первом месте стоят национальные, ну или хотя бы общеевропейские, интересы.
Прибалтике указывают на ее место не просто так
Следует напомнить, что не только Франция не одобряет антироссийскую повестку. Париж просто стал своего рода рупором группы европейских стран, которые считают так же.
Более подробно об этом рассказал для Baltnews вице-президент РАПК (Российская ассоциация политических консультантов) Андрей Максимов.
"Я думаю, что на самом деле политика изоляции Москвы не нравится многим в ЕС. У "ядра" Европейского союза есть свои интересы, не связанные с малыми государствами вроде прибалтийских республик. У больших стран с серьезной экономикой есть объективная необходимость в сотрудничестве с Россией, которая обладает огромным рынком сбыта и является уникальным поставщиком сырья.
Очевидно, что Францию, как и другие страны "Старой Европы", сильно раздражает, когда небольшие государства, зависящие от дотаций, пытаются корректировать весь внешнеполитический курс ЕС", – считает Андрей Максимов.
Вице-президент РАПК также напомнил, что Великобритания, считающаяся второй по значимости в ЕС после Германии, покинула Евросоюз. Для Брюсселя настали непростые времена, ему сейчас не нужно создавать проблемы еще и на востоке.
"Теперь Франция – это объективно игрок №2 в Европе. Более того, ее позицию разделяют и многие страны в Южной Европе – Венгрия, Италия, Греция, даже в какой-то мере Болгария. Ссориться с Россией ради идеологии или сомнительных политических выгод – это, как они считают, глупо. Именно поэтому Париж сегодня подает сигналы Прибалтике и Польше", – заключил эксперт.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.