Первая разработка президента Латвии в законодательной сфере вызвала недоумение у официального представителя Министерства иностранных дел РФ Марии Захаровой. Она назвала ее провокационной, сообщил Sputnik Латвия.
Дело в том, что предложенный президентом Латвии Эгилтсом Левитсом законопроект "О латышских исторических землях", призванный нивелировать существенные недоработки административно-территориальной реформы в Латвии, включает в себя один небезынтересный пункт. Там сказано, что государство будет "способствовать сохранению культурно-исторического наследия бывшего Абренского уезда", ныне Пыталовского района Псковской области. Вопрос, как российский регион попал в законопроект Левитса, остается открытым для всех, кроме него самого.
Положение о сохранении культурно-исторического наследия бывшего Абренского уезда содержится в части 4 статьи 5 законопроекта, где сказано об обязанностях, которые должно выполнять государство ради защиты "исторической памяти" региона. В этой статье перечислены названия всех латвийских земель, чья культура нуждается в защите со стороны государства. Там фигурирует и Пыталовский район под названием "Абренский уезд". При этом как будет действовать Левитс в случае принятия законопроекта – неясно. Принимать решения предстоит министрам.
Представитель российского МИД Захарова осудила действия Левитса: "Попытка латвийского президента подвергнуть сомнению существующие правовые реалии видится странной и по сути провокационной".
Чем руководствовался Левитс? Захарова разъяснила: "Президент Латвии действительно вышел в Сейм с такой инициативой. В пункте 25-м аннотации к законопроекту со ссылкой на утративший силу российско-латвийский мирный договор 1920 года заявляется о "юридической принадлежности латвийскому государству данной территории и ее незаконной оккупации".
Позиция Российской Федерации по данному вопросу хорошо известна, и почему Левитс при составлении законопроекта предпочитает игнорировать эту сторону вопроса – непонятно. Вопрос по Пыталовскому району был урегулирован сторонами еще в 2007 году, когда Латвия отказалась от своих территориальных притязаний, и спустя более десяти лет этот вопрос опять всплывает.
"Все пограничные вопросы окончательно и бесповоротно урегулированы договором между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о российско-латвийской государственной границе. Он вступил в силу 18 декабря 2007 года. Подписанию указанного документа предшествовало принятие правительством Латвии так называемой разъяснительной декларации, которая содержала ссылку как раз на договор 1920 года. Это было расценено как фактическое обозначение территориальных претензий к России в отношении упомянутых российских территорий. Отзыв Ригой этой декларации был обязательным условием российской стороны для подписания договора о госгранице", – напомнила Захарова.
Отметим, что позиция главы республики идет даже вразрез с позицией кабмина. Еще в январе текущего года министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич заявилв эфире программы "Действующие лица" в эфире LR-4, что Латвия не намерена возобновлять территориальный спор с Россией, как это сделала Эстония.
"Наш Сейм ратифицировал договор о границе, мы закончили и все технические работы по демаркации границы. То есть обменялись официальными нотами о признании границы не только юридически, но и технически", – сказал Ринкевич. Речь шла как раз о части Островского уезда и Пыталово (Абрене).
Напомним, что после распада СССР и обретения Латвией независимости Москва и Рига в течение 15 лет не могли договориться о новых границах. Латвия имела притязания на эти земли, ссылаясь на мирный договор 1920 года, по которому этим земли отошли Латвийской Республике с согласия СССР.
В 2007 году Латвия решила отказаться от своих притязаний. Это позволило сторонам заключить договор о границах. Президент Вайра Вике-Фрейберга тогда заявила, что это была необходимая мера для вступления страны в НАТО и Евросоюз. Членство в этих организациях обязывает разрешить все территориальные споры с третьими странами. Вопрос о границах был закрыт, и действующий глава МИД считает, что нет "никаких поводов для новых вопросов на повестке дня – внешне- и внутриполитической".