Внук главного советского обвинителя в Нюрнберге: дед судил нацистов честно, как положено

Главный обвинитель от СССР Роман Руденко на Нюрнбергском процессе, 20 ноября 1945 года
© Sputnik / Евгений Халдей

Андрей Татарчук

Тема: Острые углы истории

Как проходил суд над нацистами 75 лет назад, Baltnews рассказал Михаил Амиржанов – внук главного обвинителя от Советского Союза на Нюрнбергском процессе Романа Андреевича Руденко.

В этом году исполняется 75 лет с окончания Международного Военного Трибунала (МВТ) в Нюрнберге. Итоги главного судебного процесса в истории ХХ века невозможно, да и бессмысленно оспаривать, хотя попытки ревизионизма участились. Как проходил суд над нацистами, Baltnews рассказал Михаил Амиржанов – специалист по вопросам международной безопасности и внук главного обвинителя от Советского Союза на Нюрнбергском процессе Романа Андреевича Руденко.

В ходе процесса прошло более четырех сотен заседаний. По итогам 218-и дней разбирательств военный трибунал приговорил к смертной казни 12 нацистов, посадил семерых и отпустил на свободу троих. Суд завершился в начале октября 1946 года и до сих пор является, наверное, эталонным примером международного сотрудничества, в котором Советский Союз, США, Великобритания и Франция объединили усилия de jure, поставив точку в уголовном деле преступных лидеров и организаций Третьего рейха.

Нюрнбергский процесс
© Sputnik / Евгений Халдей
Нюрнбергский процесс

Честный суд МВТ

В Санкт-Петербурге прошел Международный общественный форум "Сохранение памяти о Второй мировой и Великой Отечественной войнах", организованный Ассамблеей народов Евразии, Евразийской академией телевидения и радио и научно-исследовательским фондом "Цифровая история". В рамках мероприятия Михаил Амиржанов озвучил детали, общий эмоциональный и психологический фон трибунала первого послевоенного года в разрушенном баварском Нюрнберге.

Его дед-малоросс из Черниговской области Российской империи Роман Андреевич Руденко, генерал-лейтенант и прокурор Украинской ССР был назначен главным советским обвинителем нацистов. Прокурору Руденко тогда было всего 38 лет.

"Не стану приводить известные факты Нюрнбергского процесса, но расскажу впечатления, которыми мой дед делился со мной и которые особенно запомнились ему.

Роман Андреевич Руденко был дедом любимым, строгим. Когда мне было 13 лет, и он начал воспринимать меня как взрослеющего человека, он стал делиться воспоминаниями, которые пропустил через сердце. Спустя тридцать лет после Нюрнберга он не мог говорить о материалах и доказательной базе безучастно.

Почему это важно? То, что казалось абсолютно ясным, а мы говорим о масштабном преступлении против народов, сегодня извращается. Надо сказать, что на Нюрнбергском процессе возобладала совместная логика обвинителей и судей СССР, США и Великобритании. В то же время защитниками нацистов были адвокаты НСДАП (Национал-социалистическая немецкая рабочая партия – прим. Baltnews), практиковавшие в Третьем рейхе и выбранные самими обвиняемыми. Это был честный суд, а не судилище над побежденными", – говорит Михаил Амиржанов.

Здание Нюрнбергского Двореца юстиции.
© Sputnik / Виктор Темин
Здание Нюрнбергского Двореца юстиции.

Кто с мечом придет...

По словам собеседника, значение Нюрнбергского процесса было недооценено, при этом некоторые очень важные возможные пункты обвинения с советской стороны не были применены. К таким, среди прочего, можно отнести нацистские планы блокады и тотального умерщвления голодом мирных жителей не только Ленинграда, но и Москвы.

Именно в Нюрнберге был выработан и утвержден устав международного трибунала, по которому сегодня, хотя бы теоретически, виновные в геноциде, военных преступлениях и преступлениях против человечности могут быть осуждены.

В конечном счете, именно на процессе над нацистскими руководителями и шестью организациями, включая СС, СД, гестапо и штурмовые отряды, стало признание преступниками исключительно нацистов. Абсолютным злом, если угодно, уничтожившим шесть миллионов евреев и более восьми миллионов мирных советских граждан. Ревизия итогов Нюрнберга, конечно, всегда будет выглядеть жалко.

"В Нюрнберге хотел представлять обвинение от СССР Андрей Вышинский, но Сталин принял решение, что государство будет представлять Роман Руденко. Было ему тогда 38 лет, генерал-лейтенант юстиции. Дед шесть раз писал прошения об отправке на передовую во время Великой Отечественной, пока ему не было сказано: хватит проситься на фронт, осуществляйте правосудие. Всю войну прошел сначала с нашими отступающими войсками, затем – с наступающими, и знал реальную картину того, что сделали нацисты, придя на нашу землю", – рассказывает Амиржанов.

По минимальным подтвержденным данным, общие людские потери страны (СССР) – военнослужащих и гражданского населения – составили 26,6 млн человек. Безвозвратные военные потери СССР в годы Второй мировой войны составляют 11 444 100 человек, из них погибло военнослужащих – 8 668 400 человек (6 818 300 солдат погибло в боях, госпиталях и при прочих происшествиях, а 1 850 100 человек не вернулось из плена).

Потери гражданского населения в зоне оккупации – 13 684 700 человек. В том числе преднамеренно истреблено – 7 420 400 человек, погибло на принудительных работах в Германии – 2 164 300 человек, погибло от голода, болезней и отсутствия медицинской помощи – 4 100 000 человек. Материальные потери СССР составили около 30% всего национального богатства государства.

Записка киевского портного

"Как вспоминал дед, когда было принято решение, он был прокурором Украинской ССР. 1945-й год, весна, у большинства работников прокуратуры тогда не было приличной гражданской одежды. У деда, когда он прилетел из Москвы в Киев готовиться к трибуналу, ничего не было, кроме двух кителей и полевой формы. Приняли решение оснастить его двумя-тремя костюмами. Нашли старого еврея, потерявшего в оккупированном Киеве дочь, двоих сыновей, внуки погибли на его глазах. "Скажите, это правда, товарищ генерал, что вы будете судить этих мерзавцев?" – спросил он, и дед подтвердил.

На следующее утро он увидел в коридоре киевской прокуратуры этого старого портного с кульком из коричневой бумаги, обвязанным бечевкой, а там лежал сметанный костюм. Примерили, все хорошо. А буквально спустя три дня два костюма были готовы. По настоянию дочерей и бабушки дед только дома померил костюмы, причем его интересовало, как в карманах брюк устраиваются ТТ и "Браунинг", всю войну дед ходил с пистолетами. И нашел в кармане записку, которую оставил портной: "Судите их как положено! Они не должны уйти от возмездия!" – делится воспоминаниями внук Руденко.

Генеральный прокурор СССР, бывший главный обвинитель от СССР на Нюрнбергском процессе Роман Андреевич Руденко, 1965
© Sputnik / В.Козлов
Генеральный прокурор СССР, бывший главный обвинитель от СССР на Нюрнбергском процессе Роман Андреевич Руденко, 1965

Эмоциональный штрих: главным для советских юристов стали логика и факты. Покровский, Шейнин, Никитченко, блестящий консультант советской делегации Тройнин и другие специалисты (192 представителя от СССР) к началу процесса собрали доказательства вины обвиняемых. Только в Белоруссии нацисты и их пособники с нарукавными повязками "БЧБ" (красно-белый флаг использовался белорусскими националистическими кругами, сотрудничавшими с немцами – прим. Baltnews) сожгли больше пяти тысяч деревень, уничтожив почти половину населения. Доказательств преступлений нацистов с советской стороны обвинения было собрано очень много.

По воспоминаниям Руденко, в начале процесса юристы из стран Западной Европы и США не могли даже представить масштабы деятельности фашистов на "Восточных территориях". К слову, термин genocyde, вошедший вскоре в глоссарий ООН, был сформулирован именно в ходе Нюрнбергского трибунала.

Как судили фашистов

Михаил Амиржанов продолжает: "Начало процесса было сложным – предстояло согласовать процессуальную систему СССР, Великобритании и США. Но совместная работа МВТ была очень сложенной и коллегиальной, по воспоминаниям Романа Андреевича. Дед лично допрашивал Кейтеля, Риббентропа, Йодля, Геринга, Гесса и Фриче.

Деда поразило их высокомерие и то, как они юлили, перекладывая все обвинения на покончивших с собой Гитлера и Гиммлера – "один приказывал, второй осуществлял, мы не знали".

В 1946 году тени Холодной войны между Советским Союзом и коллективным западом были еще не настолько сильными, но защита обвиняемых выстраивала линию в том числе на том, чтобы поссорить обвинителей стран антигитлеровской коалиции. У "Гранд отеля", где базировалась советская делегация, был убит советский служащий, который перед смертью прошептал, что убийца был одет в американскую форму. Обострения не случилось.

В другом случае репортер американской газеты US Stars and Stripes написал, что прокурор Руденко в зале суда расстрелял Геринга. Потом оказалось, что это метафора: главный обвиняющий от Советского Союза, как пояснил журналист, "расстрелял" экс-рейхсмаршала и второго нациста после Гитлера своими вопросами.

Германн Геринг во время Нюрнбергского процесса, 8 марта 1946 года
Германн Геринг во время Нюрнбергского процесса, 8 марта 1946 года

Герман Геринг был первым нацистом после фюрера и первым обвиняемым в Нюрнберге. Это создатель ВВС "Люфтваффе", организатор системы воспитания в рейхе, организатор промышленного производства и куратор экономического развития, в том числе на "арбайтерах" из СССР и Польши. Он вдруг оказался "в неведении".

Как Геринг рассказал на допросе Роману Андреевичу, в июле 1941 года "он с опозданием приехал на совещание нацистского руководства и не участвовал в решении Гитлера, Гейдриха и прочих по отторжению советских территорий, включая план "Ост" в Прибалтике и Белоруссии. Но Геринг тут же проговорился: признал, что участвовал в назначениях гаулейтеров или рейхкомиссаров на восточных территориях.

По большому счету, именно Герингу удалось создать полемическую платформу на заседаниях трибунала. Он с высокомерием смотрел на Рудольфа Гесса и Иоахима фон Риббентропа, сказав: "Они представляют из себя теперь жалкое зрелище".

Подсудимый Гесс зачитывает трибуналу свое заявление о том, что он больше не будет симулировать невменяемость, как он делал это ранее. Нюрнбергский процесс.
© Sputnik / Виктор Кинеловский
Подсудимый Гесс зачитывает трибуналу свое заявление о том, что он больше не будет симулировать невменяемость, как он делал это ранее. Нюрнбергский процесс.

Бывший рейхсмаршал, весивший в начале процесса около 200 кг (да, именно таким его изображали Кукрыниксы), за время суда сбросил почти половину веса. И его отношение к происходящему, по воспоминаниям Руденко, также таяло от высокомерия к истерии. Как известно, Геринг был признан виновным и приговорен судьей Лоуренсом к смертной казни через повешение, но покончил с собой.

Большим успехом советских юристов была тайная доставка в Баварию фельдмаршала Третьего рейха Фридриха Паулюса, сдавшегося в плен под Сталинградом еще в 1943 году, о чем не знал никто из нацистского руководства.

Как один из разработчиков плана нападения "Барбаросса", на допросе в Москве он признался, что нападение на СССР нацисты планировали в 1941 году еще до 22 июня. Он заявил на трибунале, что война была направлена на практически тотальное уничтожение населения Советского Союза и использование рабского труда советских жителей на оккупированных территориях, а также о том, как готовились планы по изъятию материальных ценностей.

И самое важное показание: Паулюс, один из тех, кто готовил план нападения Третьего рейха на СССР, заявил в Нюрнберге, что Советский Союз не готовил войны против Германии. Об этом, по словам Паулюса, свидетельствовали как данные немецкой разведки, так и немецкие дипломаты.

Пленение генерал-фельдмаршала Паулюса
Пленение генерал-фельдмаршала Паулюса

Нападение Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года является однозначным актом агрессии. Согласно всем современным (включая Версальскую) доктринам, это преступно и подлежит международному наказанию. Когда Роман Руденко заявил на одном из заседаний трибунала в Нюрнберге, что готов предоставить свидетеля Паулюса, защита нацистской стороны назвала это ложью, утверждая, что тот погиб под Сталинградом. Прокурор обещал доставить Паулюса в суд за 20 минут и сделал это.

Как вспоминал Руденко, услышав показания экс-фельдмаршала, Геринг впал в истерику: "Предатель, грязная свинья!", уходя с трибуны ответчика на скамью подсудимых с подгибающимися ногами.

"Миллионы, десятки миллионов погибших людей стали следствием политики человеконенавистничества нацистов и их союзников. Моему деду удалось создать во дворце юстиции Нюрнберга, где проходили заседания МВТ, площадку диалога. Убедил делегации из США, Великобритании и Франции, где, по их счастью, не было таких чудовищных злодеяний, в виновности большинства подсудимых в планировании и реализации военной агрессии и геноцида.

Роман Андреевич прошел за фронтами РККА тысячи километров нашей сожженной и разрушенной земли, и нацисты ответили за преступления. Это справедливо, по-другому быть не могло", – заключает внук главного обвинителя Нюрнбергского трибунала.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме