В Латвии в статусе подозреваемых по 84 статье Уголовного закона – "нарушение режима санкций" находятся семь русскоязычных журналистов. Уголовное преследование началось из-за того, что они сотрудничают с Baltnews и Sputnik Латвия в качестве внештатных авторов. Эти порталы принадлежат медиагруппе "Россия сегодня", руководитель которой – Дмитрий Киселев – находится под санкциями как физическое лицо.
Подробнее о притеснении российских СМИ в странах Балтии >>>
МИД РФ и российские правозащитники неоднократно обращали внимание, что санкции имеют персональный характер, относятся лично к генеральному директору МИА "Россия сегодня" Дмитрию Киселеву – они не могут распространяться на тех, кто сотрудничает с медиахолдингом.
В свою очередь в Латвии притеснение русскоязычных журналистов оправдывают на самом высоком уровне. Например, министр иностранных дел республики Эдгар Ринкевич заявил, что произошедшее не является ущемлением свободы слова, а всего лишь применением ограничительных мер. Более того, Ринкевич сообщил, что Латвия действовала с санкции Европейской комиссии.
Руководство Евросоюза тоже до сих пор не приняло никаких мер. Но на днях глава ПАСЕ Хендрик Дамс пообещал передать обращение о преследовании журналистов в Латвии докладчику ПАСЕ по свободе СМИ и защите журналистов Стефану Шеннаху.
В то же время Брюссель активно комментирует ситуацию с российским оппозиционером Алексеем Навальным. Из-за того, что он оказался в тюрьме, некоторые европейские политики выступают за введение санкций против газопровода "Северный поток–2".
О двойных стандартах в политике Евросоюза в интервью Baltnews рассказал депутат Европарламента от Франции Тьерри Мариани.
– Г-н Мариани, в Латвии идет уголовное преследование журналистов за сотрудничество с российскими государственными СМИ. Их безосновательно обвиняют в нарушении режима международных санкций. Брюссель, а также профильные международные организации – ПАСЕ, ОБСЕ и другие – в курсе. Но они молчат. Почему?
– Знаете, работая в России, вы становитесь радиоактивным. Я не шучу, это именно так. Представители банковского дела во Франции объясняли мне однажды, что, если ваша компания работает с Россией, вы становитесь радиоактивными, и никого это не волнует.
То же самое и с журналистами. Фактически это означает, что есть санкции и есть что-то вроде эмбарго, что-то вроде черного списка для всего российского. Если вы работаете с Россией, это значит, что вы опасные люди.
– При этом европейские политики громко говорят о нарушении прав Алексея Навального. Увязывают это с новыми санкциями. Права человека перестали быть универсальными и теперь только для избранных?
– Вы знаете, это очень забавно, потому что только на прошлой неделе мы в Европарламенте снова говорили о санкциях против газопровода "Северный поток–2". Многие выступают за то, чтобы перестать покупать российский газ, потому что Навальный находится в тюрьме. Мы за права человека. Но в то же время мы счастливы, когда покупали газ в Саудовской Аравии, в Катаре, Алжире.
Это все лицемерная игра. Права человека используются, когда это удобно. Навальный в тюрьме, значит, мы должны перестать покупать газ в России. Но разве в Саудовской Аравии все хорошо, состояние прав человека идеальное, или там это не проблема? Все это своего рода трагическая комедия, очень лицемерная комедия.
– Может ли в таком случае Европейский союз выступать в отношении России "учителем нравственности"?
– Евросоюз не является независимым в политическом отношении во внешней политике. Он следует в русле внешней политики Соединенных Штатов.
Конечно, мы не имеем права давать уроки. Чтобы давать уроки, вы должны быть совершенны. И честно говоря, никто не совершенен, даже Россия. Все понимают, что на самом деле – и американцы, и Евросоюз – используют Навального как куклу.
– Будут ли на Западе и дальше преследовать тех, кто относится к России дружелюбно, хочет работать с ней? Или есть предпосылки к изменению ситуации?
– С приходом [президента США Джо] Байдена – нет. Я не оптимистичен. Думаю, в ЕС будет [происходить] то же самое, в США будет хуже.