Гитлеровские врачи во время нацистской оккупации Крыма в годы Великой Отечественной войны проводили эксперименты над советскими военнопленными и мирными гражданами. Об этом свидетельствуют архивные материалы, которые рассекретило управление ФСБ по Республике Крым и Севастополю, сообщает РИА Новости.
Так, один из обнародованных документов – спецобращение "О злодеяниях немецких оккупантов над военнопленными и мирным населением в городе Симферополе" от 1944 года, направленное начальником отдела советской военной контрразведки Смерш 51-й армии полковником Александром Никифоровым на имя начальника управления Смерша 4-го Украинского фронта генерал-майора Николая Ковальчука.
"Проведенным по существу расследованием установлено, что немецкие врачи, с ведома своего правительства, творили неслыханные злодеяния, нарушив все международные законы и человеческие нормы, – проводили "научные" работы и всевозможные опыты над русскими военнопленными и мирными жителями с последующим умерщвлением", – писал Никифоров.
В спецсообщении говорится о показаниях Ивана Галкина, который во время оккупации Крыма гитлеровцами работал санитаром прозекторской в немецком лазарете воздушного флота.
Прозектуру возглавлял доцент Берлинского медицинского института Готфрид Кюнтер, а его помощником был Оскар Шульц. По словам Галкина, эти двое "помимо своей основной работы как патологоанатомов, вели "научную работу" – Кюнтер изучал почечную систему, а Шульц – сосуды.
"Галкин неоднократно видел, как Кюнтер по утрам заходил в этот подвал со шприцами, по-видимому, для каких-то уколов. Позднее он же видел, как из этого подвала принесли два трупа, сильно отекших, что характерно при болезнях почек", – отмечалось в документе.
Однажды около подвала, в котором находились военнопленные, Галкин нашел записку со словами: "Сидим здесь, обречены на смерть, над нами делают опыты, дают загадочные уколы".
Галкин рассказывает, что неоднократно видел трупы людей в гражданской и красноармейской форме, на теле которых были надрезы, а рядом с ними стояли банки с почками. Он также был очевидцем захоронений таких трупов в специальных ямах.
"Были случаи, когда застигали неубранные и неодетые трупы, при этом кроме обычных разрезов для удаления почек имелись разрезы на шее по ходу сонной артерии и ниже до подключичной артерии. Участок с сосудами и мышцами на шеях отсутствовал. В таких случаях они видели, кроме банок с почками, банки с кусочками сосудов с мышцами шеи и недогоревшие остатки одежды в печи, по-видимому, одежду сжигали", – говорится в спецсообщении.
По словам Никифорова, в секционном зале стояли флакончики из-под эфира и хлороформа, а также респиратор. Эти вещи необходимы для анестезии во время операций, а не для работы с трупами.
Другие свидетели рассказывали, что у немецких хирургов была целая группа советских военнопленных в составе 35 человек, над которыми без их согласия проводили опыты, а также брали у них кровь для раненых немецких солдат и офицеров.
"Над этими же военнопленными проводили опыты по действию тропакокаина как анестезирующего вещества. Тропакокаин вводили в каналы позвоночного столба путем укола в позвонок. После уколов наступала длительная атрофия конечностей, примерно до 20 суток", – говорилось в документе.
Через две недели после того, как Никифоров отправил телеграмму, главный судмедэксперт 4-го Украинского фронта Исаак Шустер вместе с военными вскрыли могилу рядом с Перовой советской больницей, куда были закопаны трупы убитых Кюнтером и Шульцем.
Согласно акту судебно-медицинского исследования эксгумированных останков, в этой яме было захоронено десять-двенадцать трупов, среди костей обнаружены отдельные органы.
"Скелеты принадлежали лицам в возрасте 15–30 лет. <…> Части внутренних органов, обнаруженных в могиле, по их плотности указывают, что они (органы) после извлечения подвергались обработке фиксирующей жидкостью (формалин)", – сказано в заключении к акту.