"Хвост виляет собакой 2.0": как Украина стала героиней американского блокбастера

Солдат Вооруженных сил Украины в окопах около Авдеевки
© AFP 2022 / ANATOLII STEPANOV

Кристина Храмцова

Политолог Алексей Мартынов в интервью Baltnews объяснил, кому и по какой причине потребовалась война на Украине.

С конца прошлого года западные СМИ пестрят заголовками о готовящемся "вторжении" России на Украину. На этой неделе такие "предупреждения" достигли своей самой острой стадии: Bloomberg, Spiegel и Politico со ссылками на свои источники сообщили, что "нападение" должно произойти 15 или 16 февраля.

В свою очередь Москва отвергает все обвинения в эскалации напряженности. Российские власти постоянно указывают на отсутствие стремления на кого бы то ни было нападать. В Кремле считают, что вымышленная история о "российской агрессии" нужна Западу для наращивания военной силы НАТО вокруг российских границ.

В интервью Baltnews политолог Алексей Мартынов дал свою оценку происходящему.

Алексей Мартынов
РИА Новости
Алексей Мартынов

– Г-н Мартынов, Москва не объявляла никому войны, но западные страны уже назвали точные даты "вторжения" России на Украину, они призывают своих граждан покидать территорию страны, авиакомпании отменяют рейсы на Украину. Как можно объяснить происходящее?

– В современном общественном сознании очень короткая оперативная память. Вся эта методология очень ярко отображена в американском кинематографе. Вспомните фильм 1997 года, который называется "Хвост виляет собакой". В российском прокате он шел под названием "Плутовство".

Суть сюжета заключается в том, что накануне американских выборов кандидат, действующий президент, попал в скандал. И, чтобы отвлечь внимание публики, были приглашены видные специалисты – голливудский продюсер и самый знаменитый политтехнолог, которые придумали виртуальную войну. Она виртуально проходит, заканчивается, в этой войне какие-то виртуальные герои. В общем, так они решают свою задачу.

Все это приблизительно в той же самой парадигме сегодня развивается вокруг этой несчастной Украины. Несчастной – потому что в любом случае она уже, как говорится, жертва. Только за несколько недель этой всемирной медийной истерики украинская экономика потеряла под сотню миллиардов долларов, как известно, и инвестиций, [что привело к девальвации] национальной валюты, биржевых цен и так далее.

Я уже молчу о том, что все равно чем-то это закончится. Понятно, что никакого "вторжения" не будет. Мне кажется, здесь как раз США решают свои задачи.

– Что могло заставить американцев начать такую информационную кампанию?

– У них там все сложно. Инфляция уже к 20% летит, и выборы в Конгресс осенью, которые можно проиграть, и [45-й президент США Дональд] Трамп может вернуться с лютой местью для всех этих милых людей.

Я уже молчу о том, что США стремительными темпами растеривают последние возможности, последние крупицы того самого статуса такого мирового жандарма такой сверхдержавы.

Это как падение Рима. Вроде бы все то же самое, а Рим Римом быть перестает. Кто станет другим, следующим Римом для мира – я не знаю. И нужен ли вообще миру "Рим"? Наверное, нужен.

– Стала ли эта ситуация с Украиной откликом на требования России о гарантиях безопасности?

– Понимаете, происходит подмена смыслов. [Запад нагнетает обстановку вокруг Украины] вместо того, чтобы всерьез думать и отвечать на те вопросы, которые поставила Россия перед США и перед НАТО с точки зрения взаимных гарантий безопасности, безопасного развития, и тем самым сохранения статус-кво.

То есть это в интересах США, в интересах НАТО – найти определенные взаимоудовлетворяющие гарантии, которые сохранили бы статус-кво и для США, и для НАТО.

Логика России в том, чтобы сохранить статус-кво при условии взаимных гарантий. Они, так сказать, "распедалили" вот эту медийную химеру вокруг этой несчастной Украины, тем самым как бы подменив понятия и на самом деле ускоряя свой конец. Вот что происходит. То есть они самоуничтожением занимаются вокруг этого квазигосударственного образования.

При том, что сами украинские власти, [в частности – президент Украины Владимир] Зеленский, говорят, что замолчите уже, вы нас что, разорить тут хотите? Или свести с ума, а потом разорить? Или разорить, а потом свести с ума? Так что картина маслом.

– Возможно ли, что готовится какая-то провокация?

– Говоря о провокациях, вы имеете в виду, наверное, перспективу возможной разморозки конфликта на юго-востоке Украины. То есть что киевский режим предпримет очередную попытку решить донбасский вопрос военным путем. Ну какая же это провокация?

Вполне очевидная вещь. Хватит на это духу у Зеленского или не хватит – это, в общем-то, не так важно. В том смысле, что все равно это закончится тем же самым, чем закончилось в прошлый раз.

– Примет ли Россия ответные меры?

– Она их будет предпринимать. Я предполагаю, что все возможные сценарии развития событий в этом случае были подробно доведены и до президента США [Джо Байдена] во время соответствующих встреч и разговоров с президентом России [Владимиром] Путиным. И до президента Франции [Эммануэля Макрона], который приезжал на прошлой неделе понять, что происходит. И до Великобритании в лице министра иностранных дел [Лиз Трасс], которая тоже приезжала понять, что происходит. Я думаю, до самого Зеленского это тоже доведено уже через этих замечательных людей.

Поэтому я предполагаю, что даже разморозки конфликта на юго-востоке Украины не будет. То, что Россия не будет вторгаться на территорию пока еще Украины, это совершенно точно.

– А чего хочет добиться Россия концентрацией военной силы недалеко от украинских границ?

– Это как раз форма давления, на которую мы, кстати, имеем полное суверенное право. Если у нас есть военные мускулы, почему бы ими не поиграть? Если у нас есть оружие, почему бы им не побряцать в благих целях?

А цель одна – принудить, заставить Киев выполнять Минские соглашения по урегулированию ситуации на юго-востоке Украины, которые акцептованы и подписаны бывшим президентом [Украины Петром] Порошенко и следующим президентом Зеленским в Париже. Вот и все.

России не нужна война вообще никакая нигде. Тем более России не нужна война на собственных границах – в Донбассе. Никто никуда вторгаться не будет, я вас уверяю. Для этого нет просто никаких объективных причин, никакой необходимости.

Другое дело, что так или иначе Минские протоколы будут выполнены постольку поскольку они уже сейчас являются частью международного права, а также элементом системы обеспечения общей безопасности России.

Ссылки по теме