Скандальные слова министра обороны Латвии Артиса Пабрикса о латышских легионерах не нашли отклика в латвийских СМИ, пишет немецкий публицист Удо Бонгартц для издания Heise. Ежедневные газеты Diena и Latvijas Avize воспроизвели высказывания Пабрикса без комментариев.
Напомним, латвийский министр обороны назвал латышских легионеров гордостью народа и всего государства.
"Легионеры Ваффен СС – гордость латышского народа и государства. Наша обязанность – чтить из всех глубин своей души этих патриотов Латвии", – заявил Пабрикс. По его словам, никому нельзя "позволять глумиться" над памятью о них.
Несмотря на отсутствие реакции в самой Латвии, слова Пабрикса вызвали резко негативный отклик за границей – не помогло даже то, что на официальном сайте Министерства обороны название материала о произошедшем поменяли с "Легионеры – гордость латвийского народа и государства" на "Чествование латышских солдат, погибших в битве при Море".
Глава парламентской фракции "Согласие" Янис Урбанович подписал письмо генсеку НАТО Йенсу Столтенбергу. В сообщении партия обвиняла министра в восхвалении преступной организации, связанной с нацистской партией и осуществлявшей расистскую доктрину. По мнению парламентариев, это лишает Североатлантический альянс легитимности.
Позднее недоумение относительно слов Пабрикса выразил и руководитель Иерусалимского филиала Центра Симона Визенталя Эфраим Зурофф. Он направил письмо послу Латвии в Израиле.
"Учитывая, что легион сражался во имя победы Третьего рейха, самого чудовищного режима геноцида в истории человечества, и что среди тех, кто ему служил, находились и активные участники массовых убийств как латышских, так и немецких и австрийских евреев, депортированных нацистами в Ригу, то подобные комментарии вызывают недоумение и даже ощущение глубокого оскорбления, когда они исходят от высокопоставленного министра страны, полноценного члена ЕС и НАТО", – говорилось в письме.
Критике министра подвергло и посольство России в Риге.
Преступники или нет?
Латвийская сторона оспаривает, что латышский легион СС был преступной организацией. По мнению латвийских историков, солдаты легиона не участвовали в репрессиях, а "сражались на фронте против советских войск – армии того государства, которое ликвидировало независимость Латвии, подвергло ее жителей репрессиям и грозило новой оккупацией".
"Ни один латышский солдат не обвинялся судом в военных преступлениях, совершенных в связи с действиями легиона", – уверяют историки Инесис Фельдманис и Карлис Кангерис. Они настаивают на том, что большинство солдат легиона были насильственно мобилизованы.
Историк Влад Богов, в свою очередь, уверен: выбор есть всегда.
"И был у легионеров. Возможности по закону "откосить" всегда были. На призывном пункте поначалу предлагали вступить в военные формирования, но если доброволец начинал "финтить", то его могли зачислить либо во вспомогательные команды, вроде принеси-подай, либо в трудовые резервы. В военные формирования шли те, кто хотел жить "послаще" – повышенная "зряплата", материальное обеспечение родных и близких. Насильная мобилизация в военные формирования началась где-то в марте-апреле 1944 года. Но и тут возможность всегда была – удачно удрать на пересыльном пункте", – сказал он.
Латышский легион СС создало командование нацистской Германии в годы Второй мировой войны на территории оккупированной Латвии. Он был сформирован из двух гренадерских дивизий. Генрих Гиммлер 24 марта 1943 года издал приказ, уточняющий понятие "латышский легион" в качестве общего определения для латышей, проходящих службу во всех латышских воинских формированиях Ваффен СС, включая полицейские батальоны. Подразделения легиона 16 марта 1944 года вступили в бой с Красной армией в районе реки Великой у города Остров Псковской области. Именно поэтому день легионеров отмечается в Латвии 16 марта.
СС так же, как СД, гестапо и Национал-социалистическая немецкая партия, были признаны преступными организациями в ходе Нюрнбергского процесса – суда над группой главных нацистских военных преступников. Также преступлением против человечности было признано создание концлагерей, который организовывались, в том числе и силами СС.
Немецкий публицист Удо Бонгартц напоминает, что в легионе нашел прибежище Виктор Арайс, предводитель более 1000 латышских добровольцев, принимавших косвенное или непосредственное участие в массовых расстрелах силами СС. То же самое относится и к Вольдемару Вейсу, который в должности шефа латышской вспомогательной полиции Риги под руководством немцев организовывал доставку жителей еврейского гетто к местам расстрелов и позднее в составе полицейского батальона участвовал в борьбе с партизанами в Белоруссии, в результате которой погибло множество невинных гражданских лиц.
Арайс и Вейс – лишь немногие из примеров, опровергающих тезис о том, что "ни один латышский солдат не обвинялся судом в военных преступлениях".