Для начала надо вкратце пояснить, как принимается в Латвии бюджет. Совет, в который входят представители партий составляющих коалицию, договаривается по ключевым вопросам. Затем правительство, в которое входят представители тех же партий, делает техническую работу – готовит и расписывает документ. Затем его несут в парламент, большинство которого представители... правильно – тех же партий, они должны этот документ одобрить.
Видите, как все просто. Главное – сразу как следует договориться и не шуршать. Решение принято, надо только для приличия чуть-чуть поносить его по главным зданиям страны. Это не хлопотно – все рядом.
То, что с новым бюджетом Латвии полный порядок, стало ясно практически сразу, когда партии на совете хлопнули по рукам. Быстрота, с которой это было сделано, означала, что никто не стал упираться. Ради хорошего дела принципами можно и торгануть. Это только издалека кажется, что там цветасто – пять партий, одна круче другой. Но шустренько был найден компромисс. А теперь стало ясно, в чем он выражается.
Тут, товарищи, не то чтоб все просто, тут проще простого. Взяли бюджет прошлого года, добавили коэффициенты, аппетиты, инициативы, отсекли ненужное. От идиотских обещалок вроде всяких поднятий зарплат врачам и учителям – отказались.
Что там партии обещали, кто это помнит? А чтобы никому, кто помнит, не было обидно – решили поднять зарплаты депутатам. И заодно – увеличить государственное финансирование самим партиям.
Кто против? Кто за? Единогласно. Никого не забыли? Вот и славно. Спасибо, товарищи, за работу, хорошего вечера.
На этой оттоптанной дорожке есть один ухаб. Когда бюджет приносят в парламент, он становится достоянием общественности. Ну и все профессионально обиженные (оппозиция, пресса, бюджетники) начинают гавкать на идущий караван. Задача премьера, который отчитывается перед избранниками, – ловко донести до общества приблизительную ясность приблизительных целей и приблизительное решение приблизительных задач. Желательно ввернуть что-нибудь запоминающееся.
Нынешний глава правительства господин Кариньш справился с этой задачей блистательно. Мы, говорит, учли интересы всего общества. И так эти интересы сбалансировали, что депутатов и партии ждут надбавочки. А чтоб вам было смешнее – медики и педагоги получат фигу с маслом. У нас и так больниц чего-то много, мы столько не болеем. И школ явный перебор, мы столько не учимся. Надо это все наследие потихоньку оптимизировать, например, наполовину.
И вообще, говорит, бюджет такой, что я с него валяюсь. Еще чуть-чуть – и скандинавы бороды от зависти жевать начнут. Настолько у нас тут все сбалансировано, что даже голову немного ведет.
Да, граждане, не все вокруг цветасто, но если мы хотим хорошо выглядеть, надо прекратить жрать пирожные. А то зажрались уже. Давайте потеть и носиться по улицам. Давайте займем дурную голову чем-нибудь. Например, тягой к себе.
Те, кто жрет пирожные, уже на этом месте прекратили шевелить ртом и замерли, выпучив глаза. Многие оторвали морды от корыт и поняли, что пошла тепленькая – щас их начнут макать. Премьер взмывал. Я, грит, когда-то был молод, и мне нужны были деньги. Так вот: давным-давно в одной далекой стране я встретил ослика. Его, козла, били, а он стоял, как баран. Так и наш народ. Мы не можем постоянно поднимать налоги. Не та скотина.
Конечно, если вы обращаетесь к аудитории: "Привет, ослы!" – кто-то может подумать, что обратились к нему. И пустить ответные чувства.
Так и тут: многих зачем-то это задело. Оппозиция и почему-то врачи с медиками и вовсе взбесились. Одни обращаются в Конституционный суд, другие уже накатали жалобу в Еврокомиссию. Пугают протестами и решительно хмурят брови. Народ осел от мысли, что он – осел.
Стали все припоминать. Почему обязанности перед НАТО об увеличении оборонного бюджета выполняем по струнке, а обещанное своим ослам гоним палкой, как навязчивую мысль о пирожных? Что ж бюджет так "сбалансирован в интересах всего общества", что нарушает закон? Даже паспорт американский Кариньшу припомнили: вы, мол, каким богам служите? Дошло и до совсем нелицеприятных выражений: мэр Даугавпилса задался риторическим предположением – "не управляют ли Латвией дебилы?".
Тут ответить легко. Предполагаю, что ослик, которого лупят, думает примерно так же: "Ну что за дебил мной управляет". Только это никак не меняет расклады. А вот кормить ослов пирожными – пустая забава и деньги на ветер. Они от этого лямку лучше не тянут и "спасибо" не говорят. Пирожные, по доброй французской традиции, лучше поберечь на будущее. Пригодятся, когда закончится хлеб.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.