Впереди Брюсселя: почему Рига так спешит ввести санкции против Минска

Члены правительства Кришьянис Кариньш, Эдгарс Ринкевичс, Рамона Петравича и Артис Пабрикс в зале заседаний Сейма

Отказ от закупки электроэнергии, производимой БелАЭС, страшнее любых запретов на въезд должностных лиц в Латвию, считает депутат Сейма Любовь Швецова.

Латвия в одиночку ввела санкции против Белоруссии, не дожидаясь решения руководства Евросоюза. Накануне, во вторник, 25 августа, Кабинет министров ввел запрет на въезд в республику для тридцати должностных лиц Белоруссии, сообщил премьер-министр Кришьянис Кариньш. Причины для санкций указаны две: фальсификация итогов президентских выборов и насилие в отношении активистов.

Правительство Латвии надеется своими действиями ускорить процесс принятия решения относительно ввода санкций в отношении Белоруссии руководством ЕС, так как этот процесс затягивают. Глава латвийского внешнеполитического ведомства Эдгар Ринкевич отметил, что правительство Латвии не стало заходить слишком далеко, вводя санкции на национальном уровне. Тем не менее запрет на въезд должен заставить ЕС действовать оперативно.

"Мы дали четкий политический сигнал, что есть целый перечень должностных лиц, которых мы не хотим видеть в Латвии", – указал Ринкевич. В свою очередь глава Кабмина Кариньш указал, что санкции – важный инструмент, который надо использовать "дружно".

"Санкции важны, если они имеют больший ограничивающий вес – и это на уровне ЕС в целом. Следует помнить, что мы свою внешнюю политику, особенно свою геополитику, формируем в тесном сотрудничестве с другими своими партнерами. В данном случае это Европейский союз", – отметил он.

В черный список правительства Латвии угодили сотрудники администрации белорусского президента Александра Лукашенко, Центризбиркома, Министерства внутренних дел и комитета госбезопасности Республики Беларусь.

Ринкевич анонсировал, что имена фигурантов из списка будут обнародованы в четверг, когда вердикт Белоруссии вынесет Эстония, так как Латвия реализует свою санкционную политику в сотрудничестве с Эстонией. Литва не остается в стороне и тоже готовит свой "черный список", в котором номером один будет Лукашенко. Об этом уже сообщил глава МИД Литвы Линас Линкявичюс.

Депутат Сейма от партии "Согласие" Любовь Швецова прокомментировала Baltnews, в чем причина такой оперативности латвийских политиков. Причина спешки проста – показать ЕС, что Латвия выступает против "режима Лукашенко", и взять инициативу в свои руки до того, как во всей этой истории разберется руководство ЕС:

"Я думаю, что по ситуации с Белоруссией [расклад] будет такой. Латвийское правительство, г-н Кариньш и г-н Ринкевич, просто на данном этапе уже начинают пытаться проявить инициативу и показать, что они якобы не являются защитниками режима Лукашенко и пытаются внести какие-то свои коррективы до того, как Евросоюз сам определился с какими-то конкретными лицами. Это один момент".

Однако ограничения на въезд – это не самое главное, отмечает Швецова. Основной удар политики Латвии нанесли, изменив свою позицию по Белорусской атомной электростанции (БелАЭС):

"И второй момент, который я тоже считаю достаточно важным, и он гораздо существеннее, чем список лиц должностных, которым будет запрещен или ограничен. Это решение правительства Латвии не покупать электроэнергию, производимую белорусской АЭС. И я вам скажу, что это гораздо больше и экономически, и социально ударит по Белоруссии, чем любые санкции на въезд определенных должностных лиц из Белоруссии в Латвию. Я ставлю гораздо выше значение и не приобретение электроэнергии от Островецкой АЭС, чем какое-либо другие санкции, которая Латвия введет в отношении Белоруссии", – пояснила Швецова.

Отметим, что все сказанное Кариньшем ранее о том, что рынок электроэнергии – это одно, а внутренне политические дела Белоруссии – другое, оказались пустым звуком. Литва может праздновать победу и восстановление балтийского единства, ведь Латвия встала на ее сторону по вопросу БелАЭС.

В случае запуска Белорусской АЭС в Оcтровце Латвия прекратит торговлю электроэнергией с Белоруссией, заявил накануне премьер-министр Кришьянис Кариньш во вторник после заседания правительства. Остается только гадать, чем продиктовано данное решение.

Ссылки по теме