Александр Кузьмин: избиратель делает свой выбор, мы его уважаем

Александр Кузьмин
© Baltnews Александр Малнач

Александр Малнач

Самый молодой депутат думской фракции Русского союза Латвии Александр Кузьмин рассказал Baltnews о своем видении итогов выборов, проблемах Латвии и своих политических планах.

Некогда самый молодой депутат Рижской думы, а теперь самый молодой депутат думской фракции Русского союза Латвии (РСЛ) Александр Кузьмин заявил Baltnews, что РСЛ готов отстаивать в Думе интересы своих избирателей, сотрудничать с другими оппозиционными фракциям в интересах общего избирателя и, при известных условиях, поддержать правящую коалицию.

Александр Вадимович Кузьмин (1984), магистр конституционного и административного права (2010), магистр юридической лингвистики (2016), стажировался по правам человека в ООН (2018), член правления Латвийского комитета по правам человека (ЛКПЧ). В активной политике и правозащитной деятельности с 2004 года. В 2005–2009 годах депутат Рижской думы от фракции ЗаПЧЕЛ (с 2014 года Русский союз Латвии – прим. Baltnews).

Александр Кузьмин на международной дискуссии "70 лет Декларации прав человека - права для всех или для избранных?"
© Sputnik
Александр Кузьмин на международной дискуссии "70 лет Декларации прав человека - права для всех или для избранных?"

Частично легитимна

– Г-н Кузьмин, по итогам перевыборов в столичное самоуправление Русский союз Латвии выпустил заявление, согласно которому "выборы Рижской думы не отвечают европейским стандартам демократии", поскольку в них не могли участвовать свыше 109 тысяч рижан-неграждан. Значит ли это, что Дума нелегитимна?

– В той же мере, что и Сейм или делегация Латвии в Европарламенте. Рижская дума частично легитимна. Как сказано в заключении Парламентской ассамблеи Совета Европы от 8 ноября 2002 года, в Латвии из-за массового безгражданства сложился долговременный дефицит демократии. Нельзя утверждать, что демократии совсем нет, но она не для всех.

Здание городской Думы в Риге
© Sputnik / Оксана Джадан
Здание городской Думы в Риге

– Нынешний состав Думы избран голосами всего 40% имеющих право голоса, то есть заведомым меньшинством жителей города. Насколько правомочно такое представительство?

– Таков закон жизни: кто не приходит на избирательные участки, имея право голоса, позволяет другим принимать решение вместо себя. В целом падение явки было неизбежным из-за "пандемии", но мы видим, что особенно глубоко она упала в районах с преобладающим русскоязычным населением.

На многих участках, где три года назад большинство голосовало за так называемые русские партии, сейчас большинство голосов получили так называемые латышские списки.

Никто, кроме нас, не будет отстаивать наши интересы, поэтому в выборах надо участвовать, даже когда их легитимность ограничена массовым безгражданством.

– Низкий уровень доверия к Думе, избранной сорока процентами правоспособных граждан, не подорвет ее способность принимать какие-то непопулярные решения?

– Сейчас нет. Все же выборы на фоне "пандемии" отчасти оправдывают падение явки. Многие просто не захотели рисковать своим здоровьем. Это логично.

Ответ не нужен

– Фракция РСЛ избрана в составе четырех человек. Что может сделать такая маленькая фракция для избирателей?

– Во-первых, высвечивать информацию. В силу своих полномочий требовать информацию у различных ведомств Рижской думы и муниципальных предприятий столицы. Прозрачность препятствует коррупции и обеспечивает целевое расходование средств городского бюджета.

Во-вторых, влиять на принимаемые решения, когда в самой коалиции складываются разные мнения, что не редкость. При назначении персоналий, например, руководителей школ и детских садов, решающими могут оказаться именно голоса оппозиции.

– Сразу после оглашения результатов выборов некоторые избиратели РСЛ выразили острое недовольство тем, что в Рижскую думу прошла "старая гвардия", а "молодая" не прошла. Средний возраст депутатов во фракции РСЛ – 58 лет. Вы самый молодой. Что можно ответить недовольным?

– Не думаю, что здесь нужен какой-то отдельный ответ. Избиратель делает свой выбор, мы его уважаем. Проблема в том, что недостаточно голосов было отдано за РСЛ. Не хватило около 200 голосов для получения пятого мандата.

– Через два года парламентские выборы. Вы останетесь в Думе или мечтаете о Сейме?

– Не мечтаю. Планов идти в Сейм у меня нет. Но за два года исключать что-то напрочь было бы недобросовестно.

– Что, даже в список откажется войти один из самых популярных и узнаваемых политиков РСЛ?

– Сейчас планирую работать в Рижской думе. Исключать возможность баллотироваться в Сейм я тоже не стану. Возможно, что и кто-то другой из депутатов Думы пойдет на выборы в Сейм. Пока что мы такого решения не принимали.

Сил хватит

– Что из вашего думского опыта более чем десятилетней давности пригодится вам в работе Думы этого созыва?

– С одной стороны, у меня был опыт работы в комитете по культуре, то есть я отчасти знаком с деятельностью рижских учреждений культуры. С другой стороны, объединяются комитеты по среде, где я работал, и жилищный комитет. Здесь я бы хотел способствовать тому, чтобы частный сектор строил жилье.

Проблема не только в очередях. Изнашивается жилой фонд, и жилье надо строить не только для очередников, но и для тех, кто не стоит в очереди, кому зарплата позволяет приобрети жилье по рыночным ценам. Нужно привлекать людей к поселению в Риге, чтобы они здесь платили налоги, пополняя рижский бюджет.

– Обескровливая тем самым регионы Латвии.

– Создавая тем самым двигатель развития.

– То есть вы уже определились с комитетами, в которых хотите работать?

– Окончательное решение о распределении депутатов по комитетам принимается Думой, но я хотел бы работать в комитете по жилищу и среде и в комитете по образованию, который ведает сейчас и вопросами культуры. Пока неясно, как все сложится, поскольку нас только четыре депутата на восемь комитетов.

– Вы ведете большую работу в ЛКПЧ, заняты в офисе РСЛ. Потянете ли еще и работу в Рижской думе? Хватит ли сил на эту новую сферу деятельности?

– Большую часть времени буду как раз отдавать Рижской думе. Меньше буду уделять внимания работе в партии. Думаю, сил хватит. Я достаточно хорошо себя чувствую и имею уже большой опыт совмещения. В прошлый раз мне пришлось совмещать работу в Рижской думе с учебой в университете и подработкой в ЛКПЧ.

Коммунальный омбудсмен

– С тех пор прошло больше десяти лет. Новое поколение рижан выросло. Новое поколение политиков пришло. Вы соответствуете новому времени, понимаете его, ориентируетесь в нуждах и запросах сегодняшнего дня?

– В подавляющем большинстве случаев. Но люди будут приходить со своими проблемами. И будет ясно, с какими трудностями они сталкиваются. Конечно, ЛКПЧ решает проблемы определенного круга, но не думаю, что различия будут радикальными.

Проблемы транспорта не изменились. Проблемы взаимоотношений жильцов и домоуправлений также остались прежними, хотя с 2010 года сеть домоуправлений объединена в одно большое домоуправление – Rīgas Namu Pārvaldnieks (RNP).

Мы предложим ввести должность коммунального омбудсмена. Готовы обсуждать формат его полномочий, но наша цель – обеспечить независимого посредника, который помогал бы в решении вопросов, не доводя дело до суда, достаточно долгого, заранее проверять обоснованность смет RNP и других муниципальных коммунальных предприятий (Rīgas siltums, Rīgas ūdens).

Как раз сейчас актуализировалась проблема с "письмами счастья" по поводу отопления многоквартирных домов.

– Должен RNP остаться единым домоуправлением или лучше вернуться к системе локальных домоуправлений, как это было до 2010 года?

– Важно, чтобы RNP оставалось в собственности города. Сейчас я за то, чтобы RNP оставалось единым предприятием. В раздроблении вижу больший риск коррупции, риск создания множества "синекур". А что касается конкуренции, то она уже имеется со стороны частных домоуправлений.

– Ваше видение решения проблемы с "письмами счастья"?

– RNP получает прибыль, которую может и должно направить на погашение долга за отопление. Предприятие также должно взыскивать долги со злостных должников. Жильцы не обязаны принимать одно из двух предложений RNP, поскольку оба предложения плохи.

Согласно закону, RNP действует как коммерсант, и отсюда возникает противоречие. Как коммерсант RNP стремится работать с прибылью, но как муниципальное предприятие он должен служить своему собственнику – горожанам. Вот для того, чтобы ввести независимую экспертизу деятельности RNP в его стремлении к прибыли, мы и хотим создать должность коммунального омбудсмена, незаинтересованного в повышении доходов RNP.

– Коммунальную сферу вы считаете главной проблемой Рижской думы?

– Одной из основных. Наряду с проблемой коррупции, без устранения которой бюджет Риги будет протекать. Наряду с проблемами транспорта и экологии, которые взаимосвязаны. Наряду с проблемами образования, что особенно касается русских школ и детских садиков.

– В чем вы видите транспортную проблему?

– У нас мало стимулируется пользование общественным транспортом, что влияет на экологию и мешает решить проблему пробок. Наша стратегическая цель – добиваться бесплатного проезда для всех горожан. Но быстро это не произойдет, поэтому программа минимум – предоставить бесплатный проезд педагогам.

Языковая политика

– Часто приходится слышать, что Рижская дума – это чисто хозяйственный орган, политикой он не занимается. Так ли это?

– В целом это не так. Наиболее яркий и болезненный пример этого – языковая политика. В нашем унитарном государстве она регулируется законами на уровне Сейма, но на практике многие решения принимаются на уровне Думы и даже ниже. Дума может разрешить своим предприятиям принимать заявления на русском или английском языке и давать ответы пусть и на латышском, но по существу, а не как сейчас – отписку про запрос не на государственном языке.

Митинг в защиту образования на русском языке, 5 октября 2019
© Sputnik
Митинг в защиту образования на русском языке, 5 октября 2019

Или, скажем, назначение директоров школ, от чего во многом зависит реальная пропорция русского языка в процессе преподавания – будет ли это 50% в первом классе, как по закону, или только родной язык и литература. Или открытие групп в детских садах.

– Это политический вопрос?

– К сожалению, его сделали политическим. В закон об общем образовании вписано, что в муниципальном детском саду должна быть лицензированная программа на латышском языке, что создает проблему для маленьких садиков, которым трудно содержать две разные группы. Как известно, в Лиепае уже закрываются русские группы.

Судьба котов

– В интервью Baltnews лидер РСЛ Мирослав Митрофанов сказал: "Мы должны найти новые смыслы и изменить содержание нашей политической деятельности, чтобы расширить круг сторонников". Что это за "новые смыслы", и от чего и в пользу чего может отказаться РСЛ?

Сопредседатель правления партии Русский союз Латвии Мирослав Митрофанов голосует на выборах в городскую думу на избирательном участке в Риге, 29 сентября 2020
Sputnik
Сопредседатель правления партии Русский союз Латвии Мирослав Митрофанов голосует на выборах в городскую думу на избирательном участке в Риге, 29 сентября 2020

– С этим вопросом мы обращаемся к рижанам, спрашивая их: что нужно? Мы видим, что большая часть избирателей, ранее голосовавшая за "Согласие", на избирательные участки не пришла. Значит, их не устраивает ни одно предложение нынешнего политического спектра. Главный вопрос, что у них за потребность, какой спрос мы должны удовлетворить? Одна из проблем, которая волнует молодежь, – экология. Мы ее упустили, а это тема, которая выводит молодежь на улицу.

– Чем же объясняется такая озабоченность экологией именно у молодежи?

– Молодежь хорошо владеет английским языком, в большей мере живет в общеевропейской новостной повестке. Ее внимание больше привлечено к глобальным проблемам.

– Она лучше знает, кто такая Грета Тунберг?

– Важны не лица, важны проблемы. От того, что кто-то помнит или не помнит имя активиста, знает или не знает его в лицо, проблема не меняется. Та же Грета Тунберг появилась в прожекторах медиа не потому, что она радикально отличается от других активистов, а из-за болезненности проблемы.

– А мне кажется, часто именно активист создает проблему, а не проблема активиста. Например, проблема ночлежек для рижских котов. Настолько ли она насущная и острая, чтобы поднимать ее на уровень предвыборной агитации?

– Упоминание о котах в предвыборной программе РСЛ – это, с одной стороны, проверка нашей четвертой власти: насколько внимательно читают журналисты партийные программы? Оказалось, что их не читают не только избиратели, но и журналисты. А если серьезно, то судьба котов зависит от доброй воли домоуправлений. Одни заколачивают входы в подвал, не давая кошкам зимовать в тепле, другие этого не делают.

– А кто будет ловить блох?

– Вопрос: кто будет бороться с крысами?

– Крысы страшнее блох?

– Страшнее.

Нет сожженных мостов

– Как вы смотрите на перспективы сотрудничества с другими фракциями Рижской думы?

– Мы – фракция РСЛ – не собираемся отметать все предложения правящих партий. Мы готовы оценивать их и поддержим те, что сочтем обоснованными. Цель – интересы наших избирателей и неизбирателей, а не оппозиция ради оппозиции.

– Но за голоса избирателей РСЛ конкурировал не с условно латышскими партиями, а с партиями, оказавшимися в оппозиции – "Согласием" и "Списком Бурова". Как теперь, после многолетней вражды и взаимной критики, может выглядеть сотрудничество фракций этих партий в оппозиции?

– На этот раз предвыборная кампания велась довольно корректно. Нет каких-то непреодолимых препятствий, сожженных мостов для сотрудничества. Сотрудничество неизбежно и необходимо ради того же самого общего избирателя, за которого мы конкурировали. Будем по одним вопросам соглашаться, по другим расходиться – это нормально.

– Знакомы ли вы с Константином Чекушиным, лидером списка "Согласие", и как оцениваете его перспективы политика?

Константин Чекушин
© Sputnik
Константин Чекушин

– Знаком немного по участию в играх "Что? Где? Когда?" в Риге.

– Он был хорошим "знатоком"?

– Не только хорошим "знатоком", но и хорошим организатором игр.

– И вторая часть вопроса?

– Пока он не скомпрометировал себя той деятельностью, которой скомпрометировало себя прежнее руководство Рижской думы, из-за чего ему сейчас и отказали в доверии.

– А если говорить о политической позиции в целом, разве Чекушин не скомпрометировал себя признанием советской оккупации Латвии?

– У нас здесь расходятся позиции. Пускай избиратель решает.

– Была оккупация или нет?

– Кто себя скомпрометировал и чем.

Пока не определились

– Основные вызовы для фракции РСЛ и для вас лично в Думе нового созыва?

– Посмотрим, как правящие партии воспринимают инициативы, поступающие со скамей оппозиции. Поэтому мы пока и не определились, как будем голосовать по вопросу утверждения мэра. Мы запросили его программу действий и проголосуем в соответствии с тем, что он предложит.

От его действий, от того, будет ли добрая воля к сотрудничеству, во многом зависит, будем ли мы оппозицией более жесткой или более конструктивной.

Прозвучало предложение закрепить за оппозицией должности заместителей председателя думских комитетов. Для нас должности не самоцель. Вопрос в том, есть ли готовность прислушиваться к мнению оппозиции при принятии решений. От этого зависит и наше отношение.

– И вторая часть вопроса?

– Большим вызовом для меня лично может стать направление не в тот комитет, в котором я хочу работать. Но посмотрим.