На удаленке проще: латвийские спецслужбы охотятся онлайн

Пользователь сети интернет

Деятельность Службы государственной безопасности в последнее время сводится в основном к наказаниям за "неправильные" тексты в соцсетях.

Сотрудники органов государственной безопасности (СГБ) продолжают ловить преступников в социальной сети Facebook. Накануне в аэропорту Риги был задержан латвиец Дзинтарс Ансонс, который  проживает в Норвегии. Поводом для возбуждения дела послужило опубликованное ранее в его профиле сообщение, которое якобы содержало угрозу в адрес президента Латвии Эгилса Левитса и было расценено СГБ как опасная дезинформация.

Сообщение было опубликовано 5 июня 2020 года: "Завтра в 8:16 хижина Левитса взлетит на воздух вместе с телохранителями". Бдительные латвийские спецслужбы быстро догадались: "хижина Левитса" – не что иное, как Рижский замок – рабочее пространство президента, а "взлететь на воздух" – угроза взрыва.

Этого оказалось достаточно для того, чтобы завести дело по статье "сознательно лживое сообщение о размещении взрывчатых, ядовитых, радиоактивных или бактериологических веществ, или материалов". После чего последовал не просто вызов на допрос, а задержание Ансонса в Рижском аэропорту, когда он приехал погостить на родину. Теперь он находится под подпиской о невыезде.

"С юридической субъективной точки зрения СГБ интерпретирует эту метафору, которая просто пришла мне в голову, как размещение взрывного устройства в Рижском замке, который является резиденцией президента. Хотя в моей публикации нет ни слова о размещении взрывчатки, потому что полет в воздухе может иметь иное значение в моем представлении, а хижина не значит Рижский замок, а телохранители – не охрана президента, они могут быть в обычной одежде и это завтра может никогда не наступить, потому что не задана никакая константа – ориентир, когда наступит это роковое утро и так далее", – так обвиняемый оценил доводы СГБ.

Ловля тех, кто пишет "неправильные" посты в интернете – это занятие, от которого очень трудно отвлечь сотрудников правоохранительных органов. Самое интересное то, что написанное они трактуют иногда слишком вольно. Например, члена Русского союза Латвии Александра Филея обвиняют по статье 74.1 Уголовного закона "оправдание геноцида, преступления против человечности, преступления против мира и военного преступления" за публикацию в Facebook от 17 июня, в котором Филей поздравил "всех причастных" с 79-й годовщиной ввода войск Красной армии на территорию Латвии и указал, что силами Красной армии был свергнут диктаторский режим, основанный на принципах национализма, после чего в республике установилась советская власть. Филея обвинили в "прославлении военных преступлений СССР".

Также активно сотрудники СГБ охотились и за правозащитником и профессором Александром Гапоненко. За его критические тексты, опубликованные в Facebook. Около 40 публикаций, где человек просто выражал свое мнение, обошлись ему в обвинении по трем статьям статьи УК ЛР: ст. 78 – "разжигание национальной розни", ч. 1 ст. 80 – "деятельность, направленная против Латвии, суверенитета, территориальной целостности, государственной власти и устройства не предусмотренным Конституцией способом", ст. 81 – "помощь иностранному государству в его деятельности против Латвии".

В то же самое время за последние пару лет в Латвии произошло как минимум три громких убийства, последнее – убийство известного адвоката Павла Ребенока – произошло совсем недавно. Прошлым летом убили бывшего судью и адвоката Улдиса Берзиньша.

В рамках расследования полиция задержала двух подозреваемых, которые до этого уже были замешаны в подобных делах. Убитый был связан с госзакупками. В частности, он был адвокатом SIA Pilna Servisa Līzings и SIA Karlo Motors по делу о закупках автомобилей для нужд Госполиции.

Есть еще одно дело, которое до сих пор не раскрыто – в 2018 году был застрелен администратор неплатежеспособности Мартиньш Бункус. Прошло два года, но информации не прибавилось, известно только то, что убийц было двое.

Согласно отчету Государственной полиции, в период с января по август 2019 года в Латвии было зарегистрировано 989 особо тяжких преступлений и 5580 тяжких преступлений. В 2020 году за аналогичный период зафиксировано 1134 и 5998 преступлений соответственно. Вывод напрашивается сам собой – Служба государственной безопасности перешла на работу в удаленном формате.

Ссылки по теме