Как ЕСПЧ дал Латвии повод призадуматься над обысками и изъятиями

Полиция Латвии

Адвокат, у которого полиция изъяла компьютеры, смог отсудить у Латвии компенсацию за моральный вред. Могут ли на это рассчитывать русскоязычные журналисты, с которыми поступили так же совсем недавно?

Присяжный адвокат Юрис Мочульский выиграл дело против Латвии в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ). Иск был подан по факту изъятия у Мочульского персонального компьютера, в котором содержалась конфиденциальная информация по его клиентам. Изъятие провели сотрудники Государственной полиции в ходе обыска в 2012 году, сообщает BB.lv.

ЕСПЧ принял решение в пользу Мочульского, признав в факте изъятия нарушение права на неприкосновенность частной жизни и корреспонденции, гарантированное Европейской конвенцией о защите прав и основных свобод человека.

За подобное неправомерное действие потерпевшему будет выплачена компенсация в размере трех тысяч евро – за моральный ущерб. Правда, Мочульский рассчитывал на пять тысяч евро компенсации.

В вердикте ЕСПЧ прописано, что заявитель сначала обратился и к председателю Зиемельского районного суда города Риги, и к надзирающему прокурору с требованием вернуть его компьютер, поскольку он содержал все его конфиденциальные записи и другую информацию о делах клиентов.

Заявитель посчитал, что сотрудники полиции могут иметь доступ не только к записям по клиентам, но и к подробностям всех дел, показаниям свидетелей и записям разговоров с клиентами. Заявитель запросил информацию обо всех, кто имел к ним доступ.

Прокурор отклонил жалобу, посчитав претензии необоснованными. Он заявил, что обыск проводился в соответствии с законом. Ордер на обыск выдал судья, который тщательно взвесил все подозрения и посчитал такое решение верным и обоснованным.

Правда, в ходе обыска было изъято все, что можно, а не только то, что могло служить подтверждением вины. Можно согласиться с тем, что изъятие компьютеров необходимо для сохранения улик. Но никто так и не дал оценку того, насколько было обосновано закрытие доступа ко всей остальной информации, находящейся на планшетном компьютере.

В связи с этим ЕСПЧ постановил, что заявителю не были доступны механизмы защиты информации по клиентам и закрыт доступ к собственной информации, что является неправомерным и нарушает восьмую статью Конвенции.

Присяжный адвокат Мочульский – далеко не единственный, кто лишился компьютерной техники из-за действий латвийских правоохранительных органов или спецслужб. Семь русскоязычных журналистов, сотрудничавших с информационными агентствами Baltnews и Sputnik, обыскали сотрудники Службы государственной безопасности Латвии. В ходе обыска были изъяты компьютеры, телефоны, диски и банковские карты.

Ордер на обыск дали из-за обвинения, выдвинутого журналистам, – нарушение санкций Евросоюза. Имеется в виду сотрудничество с агентством МИА "Россия сегодня", генеральный директор которого Дмитрий Киселев находится под персональными санкциями ЕС. Статья, по которой выдвинуто обвинение, подразумевает до четырех лет лишения свободы.

Личные вещи владельцам так и не вернули. При этом есть основания предполагать, что на электронных персональных устройствах хранится личная, конфиденциальная информация граждан, которая не имеет никакого отношения к предъявленным обвинениям.

Ссылки по теме