Депутаты Сейма в четверг, 4 февраля, проголосовали за выдачу для уголовного преследования своего коллеги Артура Кайминьша. Однако некоторые парламентарии в ходе обсуждения выразили свои возражения против такого решения, посчитав дело политически мотивированным.
В частности, депутаты посчитали заинтересованным лицом прокурора Мариса Урбанса. Прокуратуру такое предположение возмутило, сообщает Neatkariga.
"Заявления некоторых депутатов Сейма о том, что прокурор Марис Урбанс политически ангажирован и мотивирован, что прокурор ввел в заблуждение депутатов комиссии Сейма, а также то, что у него руках несколько политически сфабрикованных уголовных дел, считаем необоснованными", – заявили в прокуратуре.
Дебаты о выдаче Кайминьша
Судьба Кайминьша решалась на прошлой неделе. Сначала решение о его выдаче для уголовного преследования приняла Комиссия Сейма по мандатам и этике, после чего аналогичное решение приняли депутаты парламента. По итогам дебатов 67 парламентариев поддержали выдачу, 19 выступили против, 11 воздержались.
Инцидент с выдачей Кайминьша вызвал жаркие споры в Сейме. Активнее всех против нее выступали депутаты Новой консервативной партии (НКП). Они указывали на прошлый печальный опыт и очевидные признаки политической подоплеки в деле. Аналогичной позиции придерживается и сам Кайминьш.
Против выдачи Кайминьша проголосовали члены фракции НКП, а также Адрис Казиновскис, Кайминьш и независимый депутат Сейма Алдис Гобземс. Прокуратура демарш некоторых парламентариев не оценила. В частности, заявление о возможной причастности Урбанса к делу вызвало активное сопротивление.
Так, представители прокуратуры посчитали высказанное депутатами суждение нарушающим грань между простым мнением депутата Сейма и прямым необоснованным заявлением о нечестности конкретного прокурора и его зависимости от неназванных политических сил с целью возмутить общественное мнение. По мнению прокуратуры, такие утверждения без приведения конкретных и обоснованных аргументов следует считать ложными.
В прокуратуре подчеркнули, что прокурор независим в своей деятельности от влияния других учреждений или должностных лиц, осуществляющих государственную власть и управление. В своих действия прокурор руководствуется только действующим законодательством. В ходе судебного процесса над лицом суд подробно изучает и исследует все обстоятельства дела. На сегодняшний день ни один латвийский суд не указал на незаконные действия прокурора в головном производстве с участием политиков, указали в прокуратуре.
В чем обвиняют Кайминьша
Кайминьша обвиняют в фальсификации бухгалтерских документов, так как были получены соответствующие доказательства – о фальсификации документов ООО Al De Media с использованием других лиц. Речь идет о сделках созданного Кайминьшем видеоблога Sunu buda с ООО Al De Media.
Комиссия Сейма по мандатам и заявлениям получила запрос от Генеральной прокуратуры еще в октябре прошлого года. Процесс вынесения решения по делу депутата затягивался.
Сам Кайминьш свою вину не признает. На прошедшем заседании комиссии Сейма он заявил, что в 2018 году дело было сфабриковано. По его словам, Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК) действовало как "стол заказов".
В качестве аргументов он указал на то, что при царящем "хаосе" в деле его очень быстро исключили из Сейма "как преступника", хотя ранее выдвинутые обвинения в незаконном финансировании партии так и не были доказаны. Кайминьш считает, что его хотели убрать с политической арены, но ситуация сложилась иначе.
Тем не менее большинство депутатов Сейма не сочли аргументы Кайминьша обоснованными. Если Кайминьша признают виновным, то это может повлечь за собой тюремное заключение на срок до одного года, принудительные работы или штраф.