Министр сообщения Талис Линкайтс считает, что затягивание сроков реформы модели управления латвийскими портами связано с наличием собственных корыстных интересов у некоторых групп населения. По словам министра, эти лица опасаются потерять влияние в портах. Об этом он заявил в эфире Латвийского радио накануне.
Несложно догадаться, что имеет в виду Линкайтс. Речь идет о Вентспилсском порте. По его словам, самое большое противодействие грядущей реформе оказывает группа предпринимателей, связанных со швейцарским адвокатом Рудольфом Мерони, который до 17 августа 2020 года был хранителем имущества экс-мэра Вентспилса Айвара Лембергса, которого недавно приговорили к пяти годам лишения свободы с конфискацией имущества и штрафу в размере 20 тысяч евро.
Мерони критиковали за то, что, пользуясь своим положением, он наращивал контроль над транзитной отраслью в Вентспилсе. На это не раз указывал и сам Лембергс. Вентспилс оказался предметом конфликта интересов предпринимателей, так называемой группы Мерони с одной стороны и государства с другой стороны.
"У нас есть одна группа предпринимателей, которые выразили недовольство этим изменением – в Вентспилсе это так называемая группа Mерони, в которую на самом деле входят люди, ответственные за хранение арестованных активов. Их очень беспокоит ситуация, которая может возникнуть после реформы модели управления портом, и то, как могут измениться сферы влияния. Поэтому я полностью понимаю, что всегда есть попытки затормозить эти реформы", – сказал Линкайтс.
Министр подчеркнул, что первоочередная цель реформы – привлечь к управлению портовыми инфраструктурами "настоящих профессионалов". Их руками работу портов планируют вывести на новый уровень.
"Если мы затем увидим профессиональный бизнес-план и профессиональную деятельность как по сокращению затрат, так и по созданию новых рабочих мест на территории этих портов, то можно будет сказать, что эта реформа была успешной", – пояснил Линкайтс.
По его словам, суть реформы заключается не в перестройке портов, а именно в изменениях системы управления. Нынешняя модель работает с 1990-х годов, а "архитектор" Лембергс угодил за решетку. Это говорит и о самой системе, и о необходимости отказаться от нее, указал Лембергс.
В управлении портами надо действовать, исходя из профессиональных интересов, а не политических. Поэтому Линкайтс надеется, что Сейм признает реформу целесообразной и утвердит соответствующие поправки к закону.
Линкайтс отметил, что при условии успешной и быстрой реализации реформы Рижский и Вентспилсский порты могут уже в середине 2022 года начать работать в новом статусе. Что касается Лиепайского порта – внедрение новой модели управления портов произойдет не ранее 2023 года.
Напомним, что ранее коалиционные партии поддержали портовую реформу, проект которой представил министр сообщения Талис Линкайтс. В то же время предприниматели и партнеры по сотрудничеству выступают против внедрения новой модели управления портами. Они считают реформу экономически нецелесообразной, а также недовольны тем, что в Минсообщения не желают прислушиваться к их мнению.
Суть реформы – управления Рижским, Вентспилсским и Лиепайским свободными портами будут переданы специально созданным для этого государственным обществам капитала, акции которых смогут получить и самоуправления. Правда, их представители все равно будут в меньшинстве – две трети акций любого порта остаются за государством.
Покупая акции, самоуправления смогут контролировать использование имущества портов и сохранить соблюдение интересов самоуправления. До сих пор последние не принимали участие в работе морских гаваней, хотя для Риги, Вентспилса и Лиепаи они являются системообразующими.