25 марта в Латвии официально считают "Днем памяти жертв коммунистического геноцида". В этот день в 1949 году начались депортации жителей Латвии в Сибирь. Что не так с этой формулировкой, Baltnews рассказал сопредседатель фонда "Историческая патриотика", эксперт Российского военно-исторического общества (РВИО) Александр Макушин.
"Это не было геноцидом, это была депортация. Ее масштабы очень сильно преувеличены властями стран-лимитрофов", – подчеркнул историк.
По его мнению, искажение в формулировке имеет очень простые финансовые причины.
"Сокращаются дотации со стороны Евросоюза, соответственно, [властям балтийских стран] надо получить другие источники финансирования. На фоне всеобщей антироссийской истерии попытаться либо с Российской Федерации получить некие деньги за якобы нанесенный ущерб, либо под это дело выбить очередные транши у Евросоюза. Руководству не только Эстонии, не только Латвии, в том числе даже Польши это кажется вполне возможным", – объяснил историк.
"Все это укладывается в общую антироссийскую истерию, которая нагнетается и вполне идет в духе тех задач, которые ставит нынешнее "политбюро" во главе с нынешним американским президентом. Но на самом деле все это базируется только на тех мифах, которые были вбиты в массовое сознание во время развала Советского Союза где-то с середины 1980-х по начало 1990-х годов", – добавил Макушин.
По его словам, в российской историографии очень подробно разобраны эти вопросы, однако до сих пор нет полного научного диалога между российскими историками и историками стран Балтии.
"Потому что если с нашей стороны мы готовы беспристрастно смотреть факты, то наши прибалтийские "коллеги" постоянно оказываются в узких рамках своей пропаганды. Более того, насколько я помню, в Прибалтике приняты законы, которые наказывают за отрицание факта геноцида, то есть они идут верным путем Польши. Поэтому научное рассмотрение данной достаточно трагичной страницы в истории Советского Союза становится просто невозможным", – сказал он.
"А так это все имеет вполне меркантильные материальные задачи. На данный момент, к большому сожалению, вместо исторического осмысления происходит политизация всех этих фактов, не более того", – заключил историк.
Напомним, в 1949 году из Латвии было выслано 42 975 человек, или 2,28% населения. Для сравнения: высылка июня 1941 – 14 428, все остальные высылки (1945–1958, без 1949 года) – 514 человек.
Высылка 1941 года затронула 0,74% населения Латвии, в т.ч. 1,9% проживающих в Латвии евреев, 0,8% латышей, 0,4% русских. Если среди лиц, высланных в 1941 году, латышей было 80%, то в 1949 – 96%.
Из высланных в 1949 году умерли в пути 183 человека, умер в ссылке 4941 человек, или 12% от всех высланных. Еще 1376 лицам было запрещено после окончания срока высылки возвращаться в Латвию. Таким образом, безвозвратные потери населения от высылки составили 6500 человек, или 0,35% от всего населения Латвии в то время.