Рижский и Вентспилский порты Латвии преобразуют в предприятия с государственным и муниципальным капиталом, постановил кабмин во вторник, 13 апреля. Поправки к закону о портах переданы на дальнейшее рассмотрение в Сейм.
В течение девяти месяцев после вступления закона в силу государство и самоуправление согласуют создание специальных предприятий, которые будут заниматься управлением Рижского и Вентспилского портов.
Согласно поправкам, министерства сообщения, финансов, экономики и охраны среды и регионального развития (МОСРР) будут держателями государственных долей капитала. Принадлежащие государству акции будут переданы в следующих пропорциях: Минсообщения – 40%, Минфин – 20%, МОСРР – 20%.
Закон о портах предусматривает, что самоуправление может получить доли управляющего портом предприятия при условии, что государству остается не менее двух третей. Так самоуправление сможет сохранить активное участие в портах.
Кроме того, в законе есть статья, предусматривающая создание советов по сотрудничеству с участием предприятий, которые пользуются портом.
До 31 марта 2023 года кабинет министров должен оценить результаты модели модели управления Вентспилсским и Рижским портами и рассмотреть вопрос о создании аналогичной структуры в Лиепайской специальной экономической зоне (СЭЗ).
Все члены правительства, кроме министра юстиции Яниса Борданса, министра охраны среды и регионального развития Артурса Томса Плешса и министра здравоохранения Даниэля Павлютса, выступили за сохранение статуса Лиепайской СЭЗ до 2035 года.
Мнения о реформе
Ранее в разговоре с Baltnews экс-министр сообщения Латвии Андрийс Матисс выразил мнение, что система, при которой государство и самоуправление контролировали работу портов, более рентабельна.
"Порты были привязаны к муниципалитету. Четыре представителя контролировали работу порта со стороны государства, четыре – со стороны самоуправления. Проблема началась, когда в позапрошлом году ввели санкции против [мэра Вентспилса] Айварса Лембергса, и тогда поменяли эту модель сразу. Самоуправления сразу исключили из руководства портами, а что происходит на месте – непонятно. [Вентспилсским] портом управляют из Риги, и тогда в Вентспилсе начались проблемы. В Риге то же самое сделали. Не думаю, что фактор Лембергса тут главный. Тем не менее из управления портом были исключены все местные люди, которые работали и знали, что творится на местах", – пояснил он.
Депутат Сейма Любовь Швецова придерживается иного взгляда на реформу модели управления портами. Она оценивает грядущие перемены положительно.
"Самоуправление является определяющей, политически независимой структурой. И оно принимает участие, естественно, в хозяйственной деятельности субъекта предпринимательства. Мы берем Лиепаю, Вентспилс и Ригу. Три порта. Они достаточно большие, конкурентоспособные и специализируются на перевалке определенных видов грузов".
"Три порта конкурировали между собой, но эта конкуренция не всегда была позитивной, потому что это исключало развитие индивидуальных преимуществ каждого по отдельности порта. За 20–25 лет никаких изменений в этом направлении не произошло", – указала Швецова.