Реформа модели управления портами, предложенная Талисом Линкайтсом, не выведет транзитную отрасль Латвии из кризиса. Скорее наоборот, она приведет к усилению уже наметившихся негативных тенденций. Такое мнение высказал в разговоре с Baltnews экс-министр сообщения Латвии Анрийс Матисс.
"На данном этапе я никаких перспектив не вижу, потому что тенденции в Латвии с транзитом по сравнению с Литвой, где очень маленький спад и даже наблюдается прирост грузов. Я не вижу, что какие-то изменения могут произойти", – указал он.
Говоря о "концептуальной ясности" транзитной отрасли, которая должна появиться в ближайшие полгода, министр сообщения Линкайтс, видимо, имел в виду потенциальную вероятность внедрения новой модели управления портами, считает Матисс. Однако высока вероятность получить результат, противоположный ожидаемому.
"Что касается полугода, о которых упоминал министр сообщения, думаю, Линкайтс полагает, что будет введена новая модель управления портами. Но я уверен, что эта новая модель, предусматривающая исключение самоуправления из управления портами, в итоге приведет к еще большему ухудшению ситуации", – сказал Матисс.
Порты не существует отдельно от самоуправлений, подчеркнул экс-министр. "Самоуправления предоставляют всю инфраструктуру: дороги, пути, коммуникации, поэтому будет еще хуже, чем это сейчас происходит", – отметил он.
Дискуссии по этому вопросу ведутся уже полгода. Пока неясно, какая модель будет выбрана, но с новой моделью перспективы развития транзитной отрасли сомнительны.
"Неправильные решения в сфере управления портами уже довели до того, где мы сейчас находимся", – заключил он.
Новая модель управления портами: что это?
Поправки к закону о портах, подготовленные Министерством сообщения, предполагают, что Рижский свободный порт и Вентспилсский свободный порт преобразуются в принадлежащие государству компании, однако самоуправления могут принимать участие в создании таких обществ.
Планируется передать принадлежащие государству акции в следующих пропорциях: 40% – Министерство сообщения, 20% – Министерство финансов, 20% – Министерство экономики и 20% – Министерство окружающей среды и регионального развития.
Ранее коалиционные партии поддержали портовую реформу, проект которой представил министр сообщения Талис Линкайтс. В то же время предприниматели и партнеры по сотрудничеству выступают против внедрения новой модели управления портами. Они считают реформу экономически нецелесообразной, а также недовольны тем, что в Минсообщения не желают прислушиваться к их мнению.
Линкайтс отметил, что при условии успешной и быстрой реализации реформы Рижский и Вентспилсский порты могут уже в середине 2022 года начать работать в новом статусе. Что касается Лиепайского порта – внедрение новой модели управления портов произойдет не ранее 2023 года.
Министр подчеркнул, что первоочередная цель реформы – привлечь к управлению портовыми инфраструктурами "настоящих профессионалов". Их руками работу портов планируют вывести на новый уровень.
"Если мы затем увидим профессиональный бизнес-план и профессиональную деятельность как по сокращению затрат, так и по созданию новых рабочих мест на территории этих портов, то можно будет сказать, что эта реформа была успешной", – пояснил Линкайтс.
Ситуацию осложняет одно обстоятельство: работу портов необходимо организовать с учетом отсутствия грузопотока. В 2020 году грузооборот в латвийских портах достиг минимальных за последние десять лет значений и продолжает падать. Так, в январе – марте 2010 года грузооборот достигал 15,6 млн тонн. В период с 2012 по 2015 гг. грузооборот находился на уровне 20 млн тонн за квартал. В последующие годы объемы перевалки грузов находились на уровне 17–18 млн тонн. Для сравнения: в первом квартале 2020 года объем переваленных грузов составил 12 млн тонн.
В 2021 году цифры ожидаемо будут еще ниже. По данным за январь, грузопоток сократился на 9,7% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Через латвийские порты было перевалено 3,6 млн тонн грузов, что на 9,7% меньше, чем за аналогичный период 2020 года.