Управления латвийских портов хотят сделать государственными или муниципальными предприятиями. В Министерстве сообщения Латвии полагают, что это повысит эффективность их работы. Однако представители отрасли считают, что изменения не затрагивают главных проблем, сообщает LSM.LV.
"Декларация правительства предусматривала реформу портов, в том числе смену формы юридического лица управлений портов. Конкретные изменения в законе как раз об этом: управления портов будут акционерными обществами, созданными совместно государством и самоуправлениями", – сказал директор Департамента транзитной политики Министерства сообщения Андрис Малдупс.
По мнению чиновника, минус нынешней модели заключается в том, что люди в управления портов назначаются политически, их туда делегируют, а руководство новых акционерных обществ (AS) будут выбирать по итогам открытых конкурсов.
Напомним, сейчас Рижский порт и Лиепайская СЭЗ имеют необычный статус "производного публичного лица", причем у Лиепаи это "производное лицо" – государственно-муниципальное, а Вентспилсский порт, после того как США ввели санкции против Айвара Лембергса, управляется госпредприятием.
Политики и журналисты называют запланированные изменения "реформой".
Представителям портов не нужна "реформа"
Однако представители самих портов и отрасли не разделяют восторга от "капитальных изменений". Так, заместитель управляющего Лиепайской свободной экономической зоны Улдис Хмиелевскис сказал, что нынешние предприниматели и инвесторы, которые интересуются Лиепаей, постоянно спрашивают, что ждет СЭЗ, и говорят, что существует риск остановки уже запланированных инвестиционных проектов.
"Насколько я знаю, и в Риге, и в Вентспилсе, и в Лиепае работающие в портах компании довольно громко протестуют. Они не видят экономического основания этой реформы. Потому что юридический статус – это только инструмент. Но вопрос в том, что, если мы что-то меняем, к какому результату мы хотим прийти?" – сказал управляющий Рижского порта Ансис Зелтиньш.
Глава Латвийской ассоциации логистики Нормунд Круминьш высказался еще жестче: "Самый основной вопрос любой реформы – это цель. Я говорю о цели вообще: для чего Латвии порты? Какая цель наших портов? Но эта реформа сама по себе этот вопрос не только не решает, но даже не касается его".
По мнению Круминьша, в нынешней ситуации основной целью для латвийских портов должно быть привлечение новых грузопотоков.
"Например, порты Германии давно работают по такой схеме, когда надо привлечь как можно больше грузов. И они за этим грузопотоком сами ходят. Они могут даже дочерние предприятия создавать в других странах. Вот сейчас дочернее предприятие Гамбургского порта купило терминал в Таллине, у него также есть терминал в Одессе. То есть сам порт приходит в другие государства и забирает эти грузопотоки. Но это должно быть исходной целью", – сказал глава отраслевой организации.
Потому ничего нового с точки зрения экономики предложенные изменения не предусматривают, считает Нормунд Круминьш.
"Это то, что путает людей и вызывает непонимание. Изменение юридической формы мы называем "реформой", "капитальным ремонтом" или каким-то другим громким словом. Но это не капитальный ремонт, это даже не реформа, тут ничего даже близко к этому. Не может быть так, что мы меняем шрифт букв и называем это "реформой", – заключил глава Латвийской ассоциации логистики.