Депутат Сейма Латвии Янис Адамсонс был задержан 10 июня по подозрению в шпионаже в пользу России, после того как его лишили депутатской неприкосновенности. 11 июня по решению суда он был арестован. Вместе с Адамсонсом по этому же обвинению были задержаны гражданин РФ Геннадий Силонов и бывший начальник следственного отдела КГБ Латвийской ССР Андрис Страутманис. После задержания Адамсонс вышел из партии "Согласие".
С тех пор об Адамсонсе мало что было слышно. Заявлений он практически не делал – по крайней мере громко его голос не звучал. Это необычно, поскольку в случае с подобными делами лучшая защита – добиться резонанса. Какую тактику поведения выбрала защита "Капитана Акулы", пока не понятно. Есть информация о том, что Адамсонс серьезно болен и его содержание в тюрьме может угрожать его жизни, но опять же, и эта тема особо адвокатами не поднимается.
Сейм Латвии поступил предсказуемо, проголосовав за выдачу Адамсонса для уголовного преследования по просьбе Генпрокуратуры. Ведь он, как известно, всегда шел на рожон, не стеснялся жестких высказываний в адрес правящих политиков.
Все под ударом
Экс-депутат Европарламента, со-председатель Русского союза Латвии Мирослав Митрофанов считает, что страну накрыла "волна шпиономании".
"Любой политик или журналист из-за шпиономании в Латвии может попасть под удар, если общается с российскими коллегами, эту мысль подтверждает дело подозреваемого в шпионаже в пользу России депутата сейма Яниса Адамсонса", – говорит Митрофанов. По его словам, из голосования в Сейме можно сделать несколько выводов.
"Во-первых, положительной оценки заслуживает решение фракции "Согласие" не выдавать товарища для уголовного преследования. На этот раз они проголосовали против. Во-вторых, удивляет желание прокуратуры обязательно украсить громкое и тяжелое обвинение в шпионаже еще кучей мелких претензий, типа "присвоения имущества в небольшом размере". В-третьих, не понятна позиция самого Адамсона – признает он себя виновным или нет. Если нет и намерен до конца защищать свое честное имя, то зачем надо было выходить из своей партии?" – отметил политик.
Митрофанов добавил, что под удар может попасть любой политик или журналист, который общается с коллегами из России.
"Конечно, во времена шпиономании и новой холодной войны под удар может попасть любой политик или журналист, который общается с российскими коллегами. Но эту вероятность можно несколько снизить при помощи несложного правила: все контакты должны быть публичными. Задает открыто журналист вопрос – ты открыто на него отвечаешь. И никакой личной неформальной переписки по делам, которые могут быть интересны обоим государствам. Даже если эти дела ни разу не секретные", – сказал Митрофанов.
Впрочем, в кулуарах дело Адамсонса комментируют достаточно осторожно, уверенности в том, по делу или по заказу взяли депутата Сейма ни у кого нет. Ситуация действительно очень сложная, а информации крайне мало. Да и комментарий в защиту опального парламентария многим политикам в перспективе может аукнуться нежелательными последствиями. Так что многие предпочитают молчать. На всякий случай.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.