Подход латвийских правящих элит к истории собственной страны уникален и характеризуется "сочетаемостью несочетаемого". 30 лет назад истеблишмент взял курс на строительство демократического государства путем отрицания "рабского" советского прошлого.
Отказ от прошлого требовал определенных манипуляций историческими фактами. Для независимой Латвии написали "правильную" историю. Нашли героев. Однако в этом поиске исторического пути руководство страны свернуло на кривую дорожку.
Российский историк Владимир Симиндей в заметке "О латышской историографии Второй мировой" перечислил документы, в которых были закреплены новые идеологические постулаты.
К ним можно отнести "Декларацию Сейма Латвийской Республики об оккупации Латвии", принятой 22 августа 1996 года, парламентскую "Декларацию о латышских легионерах во Второй мировой войне", принятую 29 октября 1998 года, и "Декларацию Сейма об осуждении осуществлявшегося в Латвии тоталитарного коммунистического оккупационного режима Союза Советских Социалистических Республик" от 12 мая 2005 года.
Суть новой исторической концепции проста до безобразия. Советский Союз объявили империей зла. Советских воинов-героев назвали "оккупантами". И пусть настоящим злом в XX веке была нацистская Германия, Латвии до этого дела нет. Правящие затянули песню о потерянной свободе и роли "закованного в наручники" Союзом государства. Новых героев нашли быстро, руководствуясь принципом: герои те, кто боролся против СССР.
Но в событиях Второй мировой войны нет полутонов. И быть не может. Черное и белое. За нацизм и против него. За свободу и против нее. Преступники и герои. Советские солдаты сражались против Третьего рейха и нацистской идеологии. Ответить на вопрос, кто воевал на другой стороне, очень просто.
Латышские борцы с СССР были на стороне настоящего зла. Сражались за его интересы и были при этом включены в ранг национальных героев Латвии, некоторых удостоили высшими государственными наградами. В стране издаются и продаются книги с их мемуарами. В сознании правящих элит Латвии марши легионеров Ваффен СС и демократия не являются взаимоисключающими вещами.
Это страшно, потому что героизация военных преступников – путь в никуда. Дорога, которая ведет к забвению страшных уроков историй. Но в погоне за правом на свободу и независимость власти Латвии двинулись по ней.
Удивительно, что подобное происходит в стране, являющейся членом Евросоюза. В стране, где политики в одной руке держат Хартию Европейского союза об Основных правах человека, а другой рукой возлагают цветы на могилы легионеров.
Удивительно, что министр иностранных дел Эдгар Ринкевич пишет на странице в Twitter, что в Латвии неприемлема глорификация нацизма ни в какой форме, а через полмесяца националистическая организация "Ястребы Даугавы" подает заявку на проведение шествия почитателей латышского легиона Ваффен СС. Заявку потом отозвали. Но не по той причине, что переосмыслили и осознали. Просто пандемия коронавируса уже второй год подряд нарушает планы поклонников "новой истории" пройти по улицам латвийской столицы.
Пантеон латышских "героев"
Признание преступников в качестве героев на официальном уровне в Латвии началось с принятия Сеймом шестого созыва "Декларация о латышских легионерах во Второй мировой войне" 29 октября 1998 года. За принятие документа проголосовали 50 депутатов, против – только восемь, воздержавшихся – трое. Перед голосованием докладчик Янис Маулиньш заявил тогда, что принятие соответствующего документа будет открытым выражением позиции по "отношению к нашим (латышским легионерам – прим. Baltnews) солдатам", "которые действительно сражались за независимость Латвии и против того лютого врага, который на нас напал в 1940 году".
В декларации прописано, что добровольное вступление некоторых латышей в легион было спасением от "террора, чинимого СССР 1940–1941 годах". Более того, вступая в легион, латыши вели войну избирательно. Не против всей антигитлеровской коалиции, а только против Союза.
"Целью призванных и добровольно вступивших в легион воинов была защита Латвии от восстановления сталинского режима. Они никогда не участвовали в гитлеровских карательных акциях против мирного населения. Латышский легион так же, как и финская армия, воевал не против антигитлеровской коалиции, а только против одной из стран-участниц – СССР, которая в отношении Финляндии и Латвии была агрессором", – говорится в декларации. Кратко резюмируя: "Мы с Гитлером, но не за Гитлера".
По этому поводу очень хорошо сказал израильский историк американского происхождения Эфраим Зурофф. Он является главой иерусалимского отделения Центра Симона Визенталя и вел активную деятельность по розыску нацистских преступников.
"Да, людям приходилось принимать тяжелое решение. Но если вы поддержали режим, который убил десятки миллионов людей, то не думайте, что вы – герои. Молодые люди, которые идут под флагами современной, демократической Латвии, чтобы выразить почтение этим людям, создают ощущение, что в Латвии поддерживают людей, которые воевали за нацистскую Германию", – цитирует его в своей книге "Нож в спину: история предательства" Млечин Леонид.
Предлагаем вспомнить имена и историю тех, чьи героические подвиги так превозносят политики. Пока есть люди, готовые выходить и чествовать "национальных героев", надо напоминать, кем на самом деле были эти преступники.
Герберт Цукурс
Герберт Цукурс – "герой" Латвии и ее же позор. До войны он увлекался самолетостроением. На самодельной машине умудрился совершить путешествие в Гамбию. Вылетел 28 августа 1933 года, а вернулся 25 мая 1934 года уже после установления авторитарного режима Карлиса Ульманиса. Этот поступок возвел его в ранг национальных героев Латвии. Потом Цукурс совершил полет в Токио. Затем – в Палестину. Написал мемуары по своим путешествиям. На этом белая страница жизни Цукурса закончилась. Началась Вторая мировая война, которая открыла истинное лицо этого человека во всей ужасающей правде.
Оккупированная войсками Рига в 1941 году. Прославленный летчик Цукурс начинает двигаться по карьерной лестнице в новой реальности. Сначала он добровольно вступает во вспомогательную полицию, а затем – в зондеркоманду Виктора Арайса. Напомним, что именно члены группировки Арайса 4 июля 1941 года согнали пять сотен евреев в хоральную Рижскую синагогу и сожгли. Это было начало конца для еврейского народа в Латвии. За годы оккупации в стране были уничтожены 70 тысяч латвийских и более 20 тысяч депортированных из других стран Европы евреев.
Цукурс принимал в этом участие. Не мог не принимать. Он был правой рукой Арайса и одним из самых жестоких палачей Рижского гетто. Его руки запятнаны кровью тысяч убитых людей. Сложно поверить в то, что есть люди, до сих пор сомневающиеся в этом.
В разговоре с Baltnews политолог Армен Гаспарян рассказывал, чем Цукурс запомнился в годы войны:
"По воспоминаниям свидетелей, которые давали эти показания после окончания войны, Цукурс истязал детей, убивал младенцев, крича при этом: "Дайте мне напиться еврейской крови!".
Доказательств причастности Цукурса к преступлениям против еврейского народа слишком много. Достаточно привести, например, воспоминания очевидца Исаака Крама:
"Он был одет в черную униформу военного летчика. Мне и другим людям он приказал положить в сани убитых евреев и доставить их на кладбище. Одна еврейка стала кричать, когда ее потащили в грузовую машину, – она хотела, чтобы ее дочь осталась с ней. Цукурс застрелил ее из своего пистолета. Я также видел, как он направил пистолет на ребенка, который плакал, потому что потерял свою мать в толпе. Одним выстрелом он убил ребенка".
Свидетельства очевидцев. Обвинение в геноциде. Возбуждение уголовного дела. Само бегство Цукурса после войны в Латинскую Америку и настигшее его там правосудие, которое учинили агенты "Моссада". Все это свидетельствуют о том, что Цукурс был виновен. Причастен. Страшен. Не национальный герой, а темное пятно на страницах истории. Однако в Латвии не только не закрывают на это глаза, но и продолжают популяризировать его личность.
Из последнего. В июле 2020 года на книжных прилавках рижских магазинов появилась книга, выпущенная издательством Музея авиации Латвии под названием "Мой полет в Японию". Автор книги – Герберт Цукурс. Его мемуары выпущены без соответствующей исторической справки.
Важно помнить еще и то, что без активной деятельности Совета еврейских общин Латвии дело против Цукурса просто бы прекратилось. Оно было возбуждено против него в 2006 году. Следствие велось по статье 71 Уголовного закона Латвии – "геноцид". Но через 13 лет его закрыли из-за отсутствия состава преступления. Только после того, как Совет еврейских общин настоял на возобновлении процесса с учетом выяснения новых обстоятельств, дело Цукурса вернулось в поле зрения прокуроров.
Тем не менее говорить о формировании истинного образа Цукурса не приходится. Пока выходят книги, где он "герой". Пока в газетном киоске, по воспоминаниям российского политолога Гаспаряна, можно увидеть почтовый конверт, на котором красуется изображение Цукурса с надписью: "Латыш, когда тебе будет трудно, помни, что Герберту Цукурсу было еще труднее!".
Это не просто подмена понятий, а преступление против самой истории.
Вольдемар Вейс
Следующий "достойный" патриот и национальный "герой" Латвии – Вольдемар Вейс. Был подполковником латвийской армии во время Второй мировой войны. Руководил несколькими коллаборационистскими формированиями. Был штандартенфюрер Латышского добровольческого легиона СС Латвии.
Страшный человек. Руководил операцией "Зимнее волшебство", которая затронула четыре района Белоруссии на границе с Латвией. В ходе этой операции были уничтожены и угнаны в лагере тысячи мирных жителей. Сожжены сотни поселений.
Кроме того, Вейс был яростными антисемитом. Латвийский активист Александр Филей в разговоре с Baltnews упоминал, что Вейс, выступая на радио, призывал расправляться с "врагом, имя которого всем известно – намекаю на евреев". Кроме того, он возглавлял в том числе и вербовку, и полицию порядка.
Тем не менее причастность Вейса к преступлениям против человечества не является достаточной причиной для его забвения. Его имя не покрыто позором. Он в пантеоне героев на Братском кладбище в Риге. На самом почетном месте – могила Вейса. Из года в год 8 мая сюда приходят первые лица страны и возлагают цветы. Разве они не знают, кто лежит под могильной плитой? Разве они забыли, что во время похорон его гроб был укрыт флагом Третьего рейха, потому что воевал он за него, а не за независимую Латвию?
Показательно то, что в независимой Латвии за военные преступления или преступления против человечности не был осужден ни один коллаборационист. На государственном уровне продолжает осуществляться поддержка и защита ветеранов латышского легиона Ваффен СС. Их награждают высшими государственными наградами, как это было с Висвалдисом Лацисом.
Висвалдис Лацис
Висвалдис Лацис начал службу в составе латышского легиона Ваффен СС в 1943 года. Ранее с 1941 года был добровольным членом коллаборационистского формирования. Это общеизвестные факты. Прямых доказательств причастности Лациса к кровавым преступлениям нет. Да и если были, это не имеет значения для официальной исторической политикой властей.
Но есть некоторые малоизвестные факты, которые стоит напомнить. Директор фонда "Историческая память" Александр Дюков упоминал, что Лацис проводил обучение младшего командного состава полицейских батальонов в 1943–1944 годах. Запомнились потом эти "воины" страшными карательными операциями в Псковской области и на территории Белоруссии. Доказательства причастности Лациса к этим страшным делам – его же собственные мемуары.
"В книге "Латвийский легион в свете истины" он рассказывает, как проходил подготовку в батальоне на окраине Риги. Что это был за батальон, автор умалчивает. Но это несложно реконструировать. В 1941 году 17-летний Лацис добровольцем вступил в коллаборационистское подразделение – впоследствии 16-й батальон службы охраны порядка. А в 1943-м его отправили в 266-й "Е" латышский полицейский батальон. Именно там Лацис прошел курс военной подготовки командиров взводов и стал преподавать", – пояснил Дюков.
Проходить такие курсы могли только самые "перспективные" латыши. То есть те, кто имел особые отличия и достижения в борьбе с партизанами. Несложно догадаться, как Лацис попал в число учителей.
"Конечно, сам Лацис в этом не участвовал, но он обучал тех, кто сжигал деревни, убивал мирных жителей", – отмечал Дюков.
Особенно интересны эти факты из прошлого Лациса в связи с его баллотированием в Европарламент в июне 2009 года от партии "Всё для Латвии!". Шел в списке под номером один. Театр абсурда.
В 2017 году Лацис отметился тем, что в своих мемуарах "Латышский легион в свете истины" одобрительно отзывался по поводу деятельности карателей на территориях Белорусской ССР, Псковской, Ленинградской и Новгородской областей. Он также регулярно принимал участие в маршах легионерах в Риге. Высшую государственную награду Латвии – орден Трех звезд четвертой степени – получил в 1995 году.
В Латвии – герой. В России Следственный комитет России возбудил против него уголовное дело по статье о геноциде во время Великой Отечественной войны, а также о реабилитации нацизма.
Андрейс Фрейманис
Андрейс Фрейманис – офицер Латышского добровольческого легиона Ваффен СС, командир 13 роты 44 полка 19 подразделения СС и латвийской армии. Получил целый сонм наград за службу в рядах нацистов. Нетрудно догадаться, за какие заслуги.
Кавалер целого ряда военных наград Третьего рейха, в том числе 1-й и 2-й степени Железного креста, Немецкого креста в золоте. Парадокс в том, что последнюю свою награду Рыцарский крест Железного креста, которым Фрейманис был награжден за бои во время обороны Курляндского котла, но не смог получить вовремя, была торжественно вручена в 1993 году в актовом зале Технического университета Латвии.
При получении награды Фрейманис сделал все, как полагается истинному нацисту. Рявкнул: "Хайль Гитлер!". Занавес.
***
Имен преступников, выдаваемых за героев, десятки. В прошлом году фонд "Историческая память" представил доклад "Пособники нацистских преступлений. 96 ветеранов Латышского легиона СС, которые еще живы". В докладе впервые были опубликованы данные о 96 латышских легионерах СС, чью причастность к военным преступлениям еще не удалось установить из-за активного противодействия властей.
Латвийские политики затеяли опасную игру с огнем. Происходит реабилитация нацизма, плохо прикрываемая демократией. Только Европа по какой-то причине молчит и никак не реагирует. Наверное, потому что пока слабо верится в приход нового Гитлера. Но этот подход заведомо неправильный. История никогда не прощает тех, кто не хочет учиться на ошибках и пренебрегает ее страшными уроками.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.