Если бизнес не может платить налоги, то это плохой бизнес. Такую мысль высказал депутат Сейма, глава бюджетно-финансовой комиссии Сейма Мартиньш Бондарс в разговоре с радио Baltkom. Возникновение долгов по уплате налогов он связал с неэффективностью самой модели построения бизнеса.
"Если бизнес не может платить налоги, то это плохая бизнес-модель. А что поделаешь?" – сказал он.
В условиях кризиса, вызванного пандемией коронавируса, именно задолженности по налоговым уплатам перекрыли многим латвийским предпринимателям доступ к финансовой поддержке от государства. Особенно остро этот вопрос встал перед теми, кто рассчитывал получить пособия по простою. При этом в первую очередь пострадали простые сотрудники компаний.
Отметим, что около 25% всех компаний отказали в выплате пособий по простою из-за долга по налогам выше 1000 евро. Еще 46% получили отказ из-за того, что налог, который уплатило предприятие, в среднем составил 200 евро в месяц. Об этом свидетельствуют данные Службы государственных доходов (СГД).
Тем не менее с высказыванием Борданса можно поспорить, так как дело скорее не в модели бизнеса, а в условиях для его ведения, которые в Латвии откровенно плохие.
Инвестиционный климат страны признали посредственным. Потенциальные инвесторы из-за рубежа не стремятся вкладываться в развитие латвийских проектов. Много вопросов вызывает стабильность финансового сектора, развитие налоговой системы, качество высшего образования и производительность труда.
Латвийские предприниматели указывают, что в целом обстановка для ведения бизнеса в стране благоприятная, но только по сравнению с 90-ми. Теперь представители латвийского бизнес-сектора опасаются чиновников, особенно в тех отраслях бизнеса, которые считаются самыми прибыльными: банковский и нефтяной.
По словам члена правления компании Aviation Cargo Transit Services Евгения Лившица, две главные проблемы для ведения бизнеса в Латвии – нестабильное налоговое законодательство и отсутствие условий для инвестиций.
Постоянные изменения в налоговой системе, проверки, угроза санкциями и "черные списки" тормозят развитие бизнеса в Латвии, отмечают предприниматели. При этом серьезное влияние на латвийский бизнес имеют США и Евросоюз, которые контролируют ведение дел.
"Причем идут постоянные проверки, не связан ли ты каким-то боком с подозреваемыми фирмами. Ты никогда не знаешь, не закроет ли банк твой счет из-за того, что им что-то показалось подозрительным. И опять же, хочу подчеркнуть, – это определяем не мы, эти красные линии проводят Соединенные Штаты и ЕС", – рассказывала присяжный ревизор SIA Latimira un partneri Ингрида Латимира-Удре.
По словам предпринимателей, условия ведения бизнеса в Латвии ухудшились после вступления страны в ЕС. После этого для открытия собственного дела приходится проходить множество бюрократических процедур, получать разрешение и проверки спецслужбами.
Действия правительства в условиях пандемии коронавируса – еще один показатель уровня поддержки бизнеса в стране. По словам экономиста Евгении Зайцевой, правящая коалиция до сих пор не понимает, откуда в стране берутся деньги. Вместо того, чтобы оказать поддержку малому и среднему бизнесу и спасти его от банкротства, государство предпочитает вкладывать огромные средства в государственные компании, такие как airBaltic.
В то же время компании в области туристического бизнеса, общепита и розничной продажи оказываются на грани банкротства, и это проблема не бизнесменов, а государства.
Например, ранее министр экономики Латвии Янис Витенбергс предложил поддержать сферу туризма в кризис и снизить налог на добавленную стоимость (НДС) до 5%, так как это поспособствовало бы восстановлению отрасли. Тем не менее предложение отклонили, несмотря на то, что в Латвии этот налог – один из самых высоких в ЕС.
Не исключено, что после пандемии отток бизнесменов из Латвии продолжится, так как поддерживать предприятия, по всей видимости, правящая коалиция не собирается, а спасать себя от банкротства надо. Как итог – они предпочтут перерегистрировать предприятия в странах, где поддерживают малый и средний бизнес.