В конце октября Сейм начнет рассматривать бюджет Латвии 2021 года в первом чтении. Нужно признать, что делается это в весьма нестандартных условиях для экономики страны, которая, как и многие другие, пострадала от пандемии коронавируса.
Впрочем, все списывать на COVID-19 глупо, поскольку некоторые проблемы в экономике государства были и до распространения вируса.
Первое, что бросается в глаза, – это дефицит бюджета Латвии, а точнее, его размер.
В 2021 году запланированные доходы основного бюджета должны составить 6,7 млрд евро, а расходы – 7,8 млрд евро. Среди балтийских стран такой дефицит оказался самым минимальным, но для Латвии это все равно рекорд. Дефицит бюджета составит 3,9% от ВВП (1,18 млрд евро). Для сравнения: в предыдущие годы в Латвии максимальными суммами считался дефицит в 400–600 млн евро.
О людях подумали, но не обо всех
В 2021 году далеко не все латвийцы будут довольны налоговой политикой и распределением средств правительством страны. С одной стороны, медики наконец-то получат прибавку к зарплате – в бюджете предусмотрено на эту задачу выделение 183 млн евро.
С другой стороны, Минфин "протащил" через коалиционный совет и предложение об очередном повышении налога на эксплуатацию транспортных средств. Вряд ли автолюбители страны сильно этому обрадуются. Не будет и повышения семейных пособий, о которых в стране говорили неоднократно, указывая на проблему демографии.
Зато в бюджете Латвии в 2021 году найдутся средства на лечение и реабилитацию украинских солдат. Для сравнения: на помощь латвийцам, попавшим в затруднительные ситуации за границей, выделяется всего 11,1 тысячи евро (граждане должны будут вернуть эту сумму), а для лечения бравых украинских воинов, воюющих с "российской армией", которую в Донбассе никто найти не может, – 46,5 тысячи евро.
Документ не приняли, но недовольные уже есть
Сейм еще не начал рассмотрение бюджета на следующий год, но некоторые политики и лидеры общественных движений уже призывают людей идти на митинги, чтобы продемонстрировать свое недовольство подобным формированием бюджета.
Латвийские СМИ чаще всего при этом говорят о недовольстве жителей Латвии, которым не нравится идея увеличения налогов для микропредприятий, а также творческих людей. "В бюджете на 2021 год правительство надеется за счет этого собрать в следующем году 80 млн евро, а в 2022 году – уже 140 млн евро", – пишет портал bb.lv.
Есть еще один важный момент, который вызвал негодование некоторых жителей страны, – обязательные социальные взносы (170 евро в месяц), которые придется платить всем работающим гражданам.
Проблема в том, что даже если у трудящегося доход окажется ниже "минималки" (теперь она составляет 500 евро), то 170 евро в месяц придется платить все равно.
Об изъянах такой инициативы еще в сентябре этого года говорила вице-президент Латвийской торгово-промышленной палаты Элина Ритиня. Она отметила тогда, что в стране 80 тысяч работников, у которых соцвзносы рассчитываются от зарплаты, не превышающей 100 евро в месяц.
Но модель Минфина предполагает, что эти люди все равно должны платить 170 евро.
Конечно, есть множество латвийцев, которые просто трудятся на нескольких работах с неполным графиком, получая на каждой из них разный размер зарплаты. Как в таком случае будет поступать Минфин?
Вполне возможно, что придется вводить систему с суммированием и позднейшей рассылкой счетов, а это задача довольно трудоемкая.
На данный момент известно, что от уплаты обязательных социальных взносов будут освобождены: пенсионеры, инвалиды I и II группы, молодые люди до 24 лет, которые учатся в общеобразовательных, профессиональных высших и специализированных учебных учреждениях и одновременно работают, лица, работающие в соцпредприятиях.
Впрочем, этот список еще может скорректировать Сейм.
Сельское хозяйство не в восторге
Недовольство обязательными социальными взносами особо хорошо наблюдается среди аграриев страны. Представитель Совета по сотрудничеству сельскохозяйственных организаций Гундарс Янковс, к примеру, считает, что в результате запланированных правительством налоговых изменений пострадают малые предприятия.
Совет по сотрудничеству, "Крестьянский сейм" и Ассоциация кооперативов даже направили письмо правительству Латвии, где попросили правительство пересмотреть намеченные изменения и призвали сохранить режим сезонных сельскохозяйственных работ, включив их в список профессий, за которые не надо платить обязательный социальный взнос.
Нужно отметить, что поддержка аграриев для Латвии была бы вполне логичной, поскольку их деятельность даже в пиковые моменты пандемии смогла обеспечить весьма серьезный прирост экспорта. С начала 2020 года именно Латвия и Литва вышли на 1-е место в ЕС по объемам экспорта мягкой пшеницы (1,475 млн тонн).
Более того, успехи сельского хозяйства Латвии в сентябре этого года обеспечили рекордные объемы перевалки зерновых (460 тыс. тонн) в Рижском порту. В условиях, когда транзит товаров и сырья в стране стремительно падает, а грузопоток через морские гавани снижается каждый месяц, именно сельскохозяйственная продукция показала положительный рост.
Но похоже, что подобный драйвер для развития экономики в Латвии посчитали не настолько важным.
Транзит и бизнес на чудо не надеются
Не ждут подарков судьбы латвийские порты, железнодорожники, крупные и малые предприятия. Хуже всего себя чувствует именно транзит и отрасли, которые с ним связаны.
Грузовые ж/д перевозки за девять месяцев 2020 года уменьшились в Латвии на 45,5% в сравнении показателями с 2019 года, составив всего 17,2 млн тонн (данные Минсообщения). Перевалка в крупнейших портах Латвии также упала на 30% за первую половину 2020 года.
К слову, снижение объемов началось еще задолго до COVID-19.
Похоже, что транзит и логистика перестают быть для Латвии надежным источником дохода. Если объемы грузопотока и дотации со стороны ЕС (Еврокомиссия не выделит ни одного евро на модернизацию балтийских портов) и дальше будут сокращаться, то отрасль сама будет нуждаться в деньгах.
Видимо, поэтому правительство Латвии пытается как-то видоизменить процессы в этой сфере деятельности и даже усилить контроль. Однако новый бюджет и реформа "закона о портах" у бизнеса вызывают опасения.
Как рассказала в беседе с Baltnews Алина Ружин, член правления общества "Балтийская ассоциация – транспорт и логистика", транзитная отрасль в стране переживает трудные времена, а изменения в налоговой политике вряд ли помогут со всем этим разобраться.
"Реформа "закона о портах" не добавляет стабильности. Транзит Латвии вообще очень тонко реагирует на любые реформы, поскольку они вносят некоторую сумятицу в уже отлаженные процессы. Нововведения, которые запланированы правительством, пугают транзитный бизнес.
Какие-то уступки от правительства есть, но все равно вмешательство в деятельность бизнеса, завязанного на транзите, слишком серьезное. Это добавляет коммерческие риски для работы в свободном Рижском, Вентспилсском и Лиепайском портах.
"А ведь проблемы морских гаваней создают трудности во многих других отраслях страны. Страдает не только железная дорога. От нормального функционирования портовиков зависит множество предприятий, которые работают в сферах услуг, начиная от простого парикмахера, заканчивая поставщиком оборудования для работы в доках", – объясняет Алина Ружин.
Она также подчеркнула, что в работе портов есть большие трудности с прогнозированием и крайне неудобная для бизнеса неопределенность в сделках с торговыми партнерами. Именно поэтому для транзита Латвии так важно, чтобы правительство своим жестким контролем не мешало отрасли адаптироваться.
Отдельно стоит добавить и про ситуацию с ликвидацией налогового режима микропредприятий – обществ с ограниченной ответственностью (SIA).
В соответствии с новыми положениями, которые будут рассматриваться в Сейме, SIA смогут один год отработать в старом режиме, а вот потом работники таких предприятий должны будут переводиться на обычный трудовой договор.
Очевидно, что для общества с ограниченной ответственностью в силу его малого размера по обороту крайне невыгодно работать в подобном режиме. Государству придется платить столько же, сколько и работнику с обычным трудовым договором. Итог – микропредприятия просто начнут увольнять людей, что тут же отразится на уровне безработицы в стране.
Насколько Сейм готов прислушаться к просьбам малого и крупного бизнеса и будет ли он серьезно корректировать предложенный к рассмотрению бюджет, страна узнает в начале ноября.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.