Госканцелярия передала правительству Латвии законопроект масштабной реформы оплаты труда работников госуправления, в соответствии с которой зарплаты высших чиновников с 2022 года должны увеличиться более чем в два раза.
Кадры решают все
Планируемое обсуждение законопроекта в Кабинете министров Госканцелярия претворила своей любимой старой песней о главном – сетованиями на жуткую текучку кадров (8%) и страшный дефицит работников госуправления (30%).
Уподобившись шаману с бубном, глава Госканцелярии Янис Цитсковскис бил тревогу и распространял по залу эманации беспокойства, завывая с трибуны, что чиновников с опытом постоянно переманивает к себе частный бизнес, в результате чего работать на государство решительно некому.
Ситуация с кадрами, по его словам, сложилась просто катастрофическая и выход из нее ровно один – как можно быстрее поднять оклады чиновников хотя бы до 80% от зарплат на аналогичных должностях в частном секторе, где кто-то в Латвии порой умудряется зашибать до 12 000 евро и больше.
Латвийские же должностные лица не получают и половины от этой суммы, а если их доходы сравнить с доходами их европейских коллег, то они вообще выглядят на их фоне сущими голодранцами и нищебродами.
Поэтому даешь рост зарплат! И президенту, и премьеру, и спикеру Сейма, и министрам, и депутатам с председателями судов.
В целом предусмотрены аж 17 зарплатных групп. По предлагаемой Госканцелярией новой формуле начисления базовых окладов к 2020 году зарплаты наших самых ценных руководителей должны превысить 7000 евро. Как минимум. Иначе страну вместо неизбежного процветания ожидают хаос, разброд и шатания.
Чтобы не раздражать общественность, обсуждение законопроекта министры решили отложить на недельку, изъявив желание ознакомиться с ним в деталях. Хотя в целом идея понравилась решительно всем.
Кучеряво живут
Между тем, с точки зрения простого смертного, латвийские чиновники и сейчас не бедствуют. Начиная с этого года Госканцелярия ведет подсчет их окладов по сложной формуле, в которой без пол-литра не разобраться.
Нужно подсчитать прирост средней зарплаты позапрошлого года по месяцам в процентах против зарплат прошлого года с инфляцией позапрошлого года, а затем разделить эту сумму на два с учетом полагающихся слугам народа коэффициентов.
В четком соответствии с этой тарабарщиной зарплата премьера уже в следующем году будет составлять 5055 евро, министров – 4798 евро, а работники Комиссии рынка финансов и капитала смогут рассчитывать на зарплату в размере 10 162 евро.
С 2022 года станет еще лучше: премьер будет получать 6835 евро, а министры – 6054 евро в месяц. Причем суммы эти могут вырасти, так как ко времени внедрения новой системы, вероятно, вырастут и минималка, и средняя зарплата.
Но поскольку народ завидущий и труд чиновников высшего звена по достоинству оценить не в состоянии, лучше ему таких цифр не знать. Так решили наверху и всю информацию о чиновничьих зарплатах засекретили.
По решению Конституционного суда, норма, позволявшая ранее обществу знать, сколько получают работники, занятые на государственной службе, признана в прошлом году антиконституционной. Государственные и муниципальные учреждения отныне не имеют права публиковать списки зарплат своих сотрудников.
Думать по-латышски
А что же депутаты Сейма? Их зарплаты определяются проще: они привязаны к средней зарплате по стране, умноженной на коэффициент 3,2.
Парламентариям надо мужаться: им пока придется довольствоваться суммой в 3200 евро, так как зарплаты временно заморожены – в знак глубокой солидарности с народом, которому сейчас трудно.
Но депутаты не пропадут. Ведь заморозка не учитывает гибкого творческого подхода к вопросу о материальном вознаграждении слуг народа, которое предполагает льготы, компенсации и всевозможные доплаты и надбавки за ударный труд.
Учитывая, что минималка в Латвии – одна из самых низких в ЕС и составляет 430 евро, даже замороженная депутатская зарплата выше самой распространенной "народной зарплаты" почти в семь с половиной раз.
К тому же заморозка зарплат касается только депутатов Сейма. Она не распространяется на парламентских секретарей и депутатов самоуправлений, которые со следующего года будут получать вознаграждение в 3722 евро.
А вот президенту хуже. Президента обидели. Размер его зарплаты в Латвии по закону определяет Сейм, который в этом году Левитсу не прибавил ни цента.
Хотя тот очень старался напомнить о себе: советовал молодежи не только говорить, но и думать по-латышски, подготовил эпохальный по своей значимости законопроект о сохранении культурно-исторического наследия и защиты исконно латышских земель.
А бесчувственный Сейм остался глух к этим намекам, и главе государства по-прежнему придется жить на свою смешную зарплату в 5960 евро плюс 1192 евро на репрезентационные расходы. Работа на износ осталась неоцененной.
Неизменными остались и зарплаты в президентской канцелярии. Советница президента по связам с общественностью (экс-глава Института Латвии) Айва Розенберга все так же получает сущие крохи: 3421 евро в месяц.
С одной стороны, это в пять раз больше, чем получает среднестатистическая латвийская медсестра. Но, с другой: понятно же, что работа пиарщика президента не в пять, не в шесть, а в десятки раз "важнее".
Философский камень
Все вышесказанное говорит об одном – какой бы бардак ни царил в стране, чиновники Латвии повышали, повышают и будут повышать себе зарплаты. Народу придется с этим смириться и не задавать дурацкие вопросы: а как же мы?
А кабинет министров установил для людей гарантированный минимальный прожиточный минимум с 2021 года – в 105 евро. Как с прискорбием сообщила глава Министерства благосостояния Рамона Петравича, цифру хоть чуточку выше бюджет не потянет.
Да латвийский бюджет, собственно, ничего не тянет. В нем нет денег на медиков, учителей и дороги. Поэтому для бюджета даже замечательно, что и медиков, и учителей в стране катастрофически не хватает.
Нет в бюджете страны и денег на поддержку стариков, малоимущих и многодетных семей, которые вынуждены не жить, а выживать.
Зато в бюджете страны всегда отыскиваются деньги на повышение зарплат чиновников. А все благодаря тому, что еще на заре независимости они изобрели гениальный рецепт. Подобно философскому камню, он позволяет им превращать любое непотребство в чистое золото и процветать при любых раскладах.
Этот рецепт называется "средняя зарплата".
Театр абсурда
Оклады чиновников в Латвии привязаны к так называемой средней зарплате. Ее вычисляет Центральное статистическое управление.
По той же самой формуле, что и в известном анекдоте про среднюю температуру по больнице. Заоблачные зарплаты (которые получает горстка счастливчиков) складываются с минимальными (на которых сидит большая часть страны) – и в целом выходит, что у существующего только на бумаге "среднестатистического латвийца" все очень даже неплохо.
Более того, зарплата у этого бумажного человечка год от года исправно растет, демонстрируя рост ВВП в бюджетном секторе экономики.
В результате получается замкнутый круг. Как только чиновникам увеличивают оклады, так средняя зарплата по стране немедленно повышается. А вместе с ней, по закону, должна автоматически увеличиваться и зарплата госаппарату.
А ведь, кроме растущих чиновничьих зарплат, в Латвии все время увеличивается и число чиновников. Что опять-таки подкидывает вверх ту самую "среднюю зарплату", от которой и идут все расчеты.
В итоге количество чиновников (по отношению к общему количеству жителей) в стране – одно из самых высоких в ЕС. При том, что функции многих дублируются. Прокормить эту "шоблу", которая за тридцать лет прогрызла в бюджете страны дыру, которую не залатать и потомкам, год от года становится все сложнее.
Чтобы удержаться на плаву, власти вынуждены брать международные займы и увеличивать налоги. Но это не сможет спасти страну от краха, так как порочна сама система.
Налоговое бремя для жителей уже становится непосильным. За девять месяцев 2020 года недобор налоговых поступлений в госбюджет составил, по данным Минфина, 573,7 миллиона евро. Напомню, что с каждого собранного евро 44 цента идет на содержание госаппарата.
Дальше будет только хуже. Экономика в ступоре, и МВФ в этом году прогнозирует для Латвии самый резкий экономический спад среди стран Балтии. Однако удивляться не приходится.
Латвия годами целенаправленно шла к такому сценарию. Когда-то Атмода поставила цель построить моноэтническое государство.
По ходу дела эта цель была творчески переработана и ныне в стране построено государство моноэтнической (латышской) высшей бюрократии. Присосавшись к бюджетной кормушке так, что ее и пассатижами не оторвать, эта бюрократия доказала – там, где речь идет о благосостоянии, ничего невозможного нет.
Что касается рядовых латвийцев, то с внедрением "зарплатной реформы" их существование будет определяться по законам бородатого анекдота: "Папа, на водку цену подняли, ты теперь будешь меньше пить! Hет, сынок, это ты будешь меньше есть!".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.