Когда читаешь о судьбе латвийского генерала Язепа (Иосифа) Башко, то невольно хочется воскликнуть: да не может быть! Ведь, как уже говорилось, военной авиацией Латвийской Республики руководил белорус, всю Гражданскую войну провоевавший не в армии Латвии, а в Красной армии. Как же такое могло произойти?
Генерал Язеп Башко еще при жизни стал живой легендой: он работал вместе со знаменитым авиаконструктором Игорем Сикорским, знакомившим военных летчиков со своим самолетом; с бывшим руководителем прославленного завода "Руссо-Балт", а в войну – с генералом Михаилом Шидловским.
Именно летчик Башко установил в 1917-м году мировой рекорд высоты полета, поднявшись ввысь более чем на 5 километров; он летал на знаменитом "Илье Муромце", а после одной из осуществленных им в 1915 году бомбардировок на железной дороге прервалось движение…
Судьба героя
Будущий генерал родился 27 декабря 1888 года в местечке Кастире Ясмуйжской волости Двинского уезда, в семье белорусских крестьян-католиков. Позднее социальное происхождение сыграет роль в его судьбе. А при царе оно не мешало Язепу Башко осуществлять военную карьеру.
В 19 лет он поступил в военное училище, за 4 года до Первой мировой войны окончил его и приступил к службе в саперном батальоне. Некоторое время был в этом формировании делопроизводителем по хозяйственной части. И не исключено, ничем сильно не выделялся бы из других офицеров, но в это время в России начался бум воздухоплавания.
В 1911 году, когда слава о первых российских летчиках уже разносилась по стране, Язеп Башко поступил учиться в Офицерскую воздухоплавательную школу. В 1912 году окончил школу и стал служить в ней то преподавателем, то заведующим библиотекой. Заведенные тогда знакомства потом пригодились…
Позднее Язеп Башко так написал о повороте в своей судьбе в 1914 году: "В один из августовских дней я совершенно случайно встретил военного летчика Горшкова, помощника начальника авиационной школы: "Я в данный момент формирую экипаж одного Муромца. Не хотите ли Вы, поручик, пойти ко мне помощником?". Речь шла о знаменитых бомбардировщиках авиаконструктора Игоря Сикорского "Илья Муромец". Эскадрилья из выпущенных на заводе "Руссо-Балт" четырехмоторных аэропланов "Илья Муромец" стала первым в мире подразделением бомбардировщиков.
В роли командира
В следующем году Язеп Башко стал командиром экипажа бомбардировщика, успешно выполнял боевые задания. Буквально легенды рассказывали о бомбометании, осуществленном его экипажем по эшелонам на железнодорожной станции Прежеровск 14 июня 1915 года. Прямым попаданием Башко взорвал вражеский эшелон со снарядами.
В донесении об этой бомбардировке он сообщал: "Все время из горевших вагонов вылетали как бы куски огня или дымки разрывов; некоторые дымки и вспышки были на очень большом расстоянии от этого места удачного попадания. Вероятнее всего предположить, что горел и взрывался поезд с какими-нибудь взрывчатыми веществами: снарядами, зарядами или горючим (бензином, спиртом и т. п.)".
Один из очевидцев назвал "фантастической" картину, возникшую после бомбардировки. Движение поездов противника на этом участке железной дороги было приостановлено на сутки. А ныне в интернете можно прочесть даже, будто после такой бомбардировки противник запаниковал, и русские войска, перейдя в наступление, захватили много пленных.
Вскоре, 5 июля 1915 года, аэроплан Язепа Башко был атакован сразу тремя вражескими истребителями. Сохранилось донесение об этом бое. В нем говорится:
"При первой атаке врага пулеметным огнем с неприятельской машины были пробиты оба верхних бака с бензином, фильтр правой группы двигателей, радиатор 2-го двигателя, перебиты обе бензинопроводные трубки левой группы двигателей, разбиты стекла правых передних окон и ранен в голову и ногу командир самолета поручик Башко.
Так как бензинопроводы к левым двигателям оказались перебиты, то тотчас же левые краники от бензиновых баков были закрыты и выключен бензонасос левого бака. Дальше полет нашей машины был на двух правых двигателях… При подходе к городу Холму на высоте 700 м остановились и правые двигатели, так как вышел весь запас бензина, поэтому пришлось произвести вынужденный спуск… Спуск произвел лично командир самолета поручик Башко, несмотря на ранения".
Когда читаешь такое, становятся понятнее слова германского императора Вильгельма II, сказанные им в начале Первой мировой войны: "Я желаю, чтобы мои авиаторы стояли на той же высоте искусства, как это делают русские".
В роли полковника
Если в 1915 году Язеп Башко – поручик, то через два года он уже полковник царской армии. В 1917 году на самолете "Илья Муромец" российский офицер Язеп Башко установил мировой рекорд высоты полета, поднявшись ввысь более чем на 5 километров.
Произошла Октябрьская революция… В январе 1918 года на общем собрании чинов 3-го боевого отряда Язеп Башко был избран командиром авиаотряда.
Это чуть не стоило ему жизни: в конце февраля 1918 года в хаосе отступления его самолет был вынужден совершить посадку в расположении 1-го Польского корпуса генерала Иосифа Довбор-Мусницкого.
Корпус этот, созданный из поляков в Российской империи для борьбы с немцами, после революции отказался подчиняться большевикам и вынужден был вступить с ними в борьбу. Впрочем, что касается Язепа Башко, то поляки подумали и приняли католика из Латгалии за "своего". Расстреливать не стали, напротив, зачислили в собственные ряды.
Однако вскоре после заключения Брестского мира немцы стали разоружать поляков. Не желая терять верного друга – "Илью Муромца", – Язеп Башко сел за штурвал и улетел на советскую территорию. Где его и арестовали, приняв за шпиона. Авиатора под конвоем отправили в Москву.
Впрочем, если поляки сочли полковника Башко – католика из Латгалии – за "своего", то для большевиков он был, прежде всего, человеком рабоче-крестьянского происхождения. Поэтому полковника выпустили из-под ареста и отправили на фронт – командовать авиагруппой. В Красной армии Язеп Башко служил до мая 1921 года.
На латвийской земле
В мае 1921 года он уволился из Красной армии и уехал в Латвию. Где, как это ни удивительно звучит, через несколько месяцев был принят на службу в латвийскую армию в чине полковника. Видимо, в то время в Латвии о человеке судили, в первую очередь, по его профессиональным качествам. И были рады, что такой легендарный летчик выбрал Латвию. Поэтому и не спрашивали, где он находился и чем занимался во время борьбы за независимость Латвии…
В марте 1923 года Язеп Башко стал командиром Авиационного дивизиона, в 1926 году – командиром Авиационного полка, созданного на базе этого дивизиона. В 1938 году его назначили командующим Военно-воздушными силами Латвии. В мае 1940 года генерал Башко был уволен из латвийской армии по болезни.
У генерала Язепа Башко имелось много боевых орденов – десяток российских, а также латвийские и по одному польскому, финскому, чехословацкому, эстонскому.
В латвийских СМИ встречается утверждение, будто на парадную форму Башко всегда надевал царские награды, а на правой стороне кителя у него был значок с двуглавым орлом и перекрещенными мечами.
Заметим, что во время службы в Российской императорской армии Язеп Башко был награжден, помимо других наград, орденом Святого Георгия IV степени и Георгиевским оружием. Так что генерал латвийской армии Язеп Башко имел и георгиевскую ленту, выдававшуюся к этим наградам.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.