Серьезный рост сотрудничества прибалтийских стран с РФ, учитывая антироссийскую риторику Эстонии, Латвии и Литвы, сегодня рассматривается как очень труднодостижимая цель. Россия отказывается от транзита товаров через порты этих стран. Таллин, Рига и Вильнюс стараются минимизировать поставки российских энергоносителей, произошло их "отключение" от БРЭЛЛ. Разумеется, все это не говоря об откровенно русофобской риторике прибалтийских государств на международной арене.
Есть ли резон рассуждать о том, какие конкретные перспективы сотрудничества есть у России и Эстонии, Латвии, Литвы? Как бы это странно ни прозвучало, но да. В отдельных случаях перспективы действительно есть. Достичь их сложно, да и антироссийский внешнеполитический курс Прибалтики никто не отменял. Но пока что "окно возможностей" еще присутствует.
У каждого в регионе есть свой главный партнер… кроме Латвии
Стоит отметить, что у каждой из стран Балтии есть партнеры, с которыми им выгоднее всего работать в первую очередь.
К примеру, у Эстонии наиболее выгодное направление – это кооперация в разных сферах деятельности с Финляндией. Кстати, сотрудничество все чаще стало проявляться в военной сфере. Впрочем, есть и инициатива по созданию интерфейса обмена данными между двумя странами под названием X-tee. Активно ведутся переговоры по вопросу постройки газопровода Balticconnector.
У Литвы есть множество потенциально выгодных проектов с Польшей. Чего стоит только идея прокладки газовой магистрали GIPL. Есть общая позиция и по бойкоту покупки белорусской электроэнергии, которая будет поступать из новой АЭС (ее строительством занимается "Росатом").
Впрочем, у Польши и Литвы есть неплохой потенциал роста связей с Калининградской областью, которая с ними граничит. Да, антироссийскую риторику никто не отменял, но связи все же есть. Об этом, кстати, недавно говорил и губернатор Калининградской области на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ).
"Сейчас перезапущена программа приграничного сотрудничества. За это мы благодарны европейским коллегам. И с Польшей у нас заработала такая программа. С Литвой более чем на 23 миллиона евро уже отобраны различные проекты в сфере культуры, экологии", – заявил Антон Алиханов на ПМЭФ.
А что же Латвия? По сравнению с другими прибалтийскими странами, у нее сегодня нет такого "главного" партнера или соседа.
Очень противоречивый, но все же потенциальный партнер для России
Как рассказал Baltnews президент фонда "Центр Развития Региональной Политики" Илья Гращенков, у Латвии действительно есть предпосылки для взаимодействия с Россией, причем гораздо большие, чем у Эстонии или Литвы. Однако одновременно с этим есть и множество препятствий, чтобы их использовать.
"Да, на сегодняшний день Латвия находится в числе прибалтийских стран, которые стараются нарастить товарооборот с ЕС, а не с Россией. Экономические отношения с Польшей и Финляндией, Германией и Италией эффективнее и динамичнее. НАТО – тоже выбор Латвии.
Российско-латвийские связи далеки от идеала, но при этом они более прагматичные, чем отношения России с Эстонией и Литвой. Сегодня можно говорить о перспективах улучшения российско-латвийских отношений в будущем.
Экономический рост в Латвии приближался к двузначной цифре уже в начале нулевых. Появился термин "балтийские тигры". Но с 2010 года начался спад. Помимо банковского сектора, упор при создании независимой экономики был сделан на транзитные услуги. Применительно к Латвии транзит составляет 90% от общего объема грузов в портах. В Латвии транзит дает свыше 12% ВВП. Выше – только в торговле и обработке.
Аналогична ситуация с латвийскими железными дорогами. Экономическая целесообразность их существования зависит только от транзита. Поэтому именно Латвия имеет оптимальные географические предпосылки для развития транзитных отношений с Россией. По официальным данным, именно эта прибалтийская страна сейчас лидирует среди государств региона во внешней торговле с РФ.
В целом активность в российско-латвийских отношениях существенно выше, чем в российско-эстонских и российско-литовских. Экономическая политика Латвии в настоящее время базируется на недооценке потенциала сотрудничества с РФ", – заключает эксперт.
Банковский сектор Латвии мог бы быть очень полезен России
В свою очередь другой эксперт в беседе с Baltnews рассказал о еще одной сфере деятельности, совместная работа в которой могла бы ощутимо сблизить Латвию с Россией.
По мнению PR-директора ИАЦ "Альпари" Андрея Лободы, сегодня потенциальными направлениями сотрудничества между Россией и Латвией может стать банковский сектор.
"О культурных связях сегодня однозначно сказать что-то сложно – здесь очень много политики. А вот банковский сектор Латвии очень может пригодиться российским бизнесменам. Дело в том, что экономика Латвии успешно избавляется от доли "грязных денег" и эффективнее проводит борьбу с отмыванием капитала, что положительно оценено финансовыми властями Евросоюза и США.
Противодействие появлению в экономике Латвии "серых" и "черных" финансов позволило Латвии восстановить свою репутацию, которая ранее была подпорчена резонансной отставкой главы ЦБ Латвии Илмара Римшевича и ликвидацией банка ABLV из-за "грязных" денег.
Еще одна латвийская цель – оперативное реформирование банковского сектора, но желаемый эффект будет нелегко достичь. Доля вкладов иностранных клиентов сократилась с 32,5 до 29,3% от общего объема привлеченных средств. На конец мая 2018 года 40% вкладов принадлежат клиентам из стран Евросоюза и 18% клиентам из других стран. Общий объем иностранных вкладов составил 5,2 млрд. евро. При этом в 2015 году доля иностранных вкладов составляла 53% или 12,4 млрд евро. Остаток средств компаний-однодневок также сокращается с начала года на 38% до 1,5 млрд евро в конце апреля.
Есть шанс, что теневой капитал, уходя из Латвии, частично возвратится в Россию, но совсем не факт, что в ней он и останется. Часть финансов может уйти на Мальту, Кипр, Гибралтар, британский остров Джерси в проливе Ла-Манш или в другие тихие цивилизованные британские офшорные гавани. Кстати, значительная доля компаний-"пустышек", выявленных пару лет назад в латвийских банках, была зарегистрирована в британских офшорах.
Латвия предприняла действенные шаги с отмыванием денег. Новое законодательство должно вступить в силу в 2020 году, а первоочередные меры должны быть приняты в конце 2018 года.
Несмотря на всю целеустремленность, латвийский банковский сектор вряд ли в ближайшие годы дождется крупных российских прозрачных и не очень клиентов. Опять экономика оказалась под прессом политики", – поделился своим мнением эксперт.
Есть ли у Риги возможность все изменить?
Выходит, Латвия – это все же не страна-одиночка в Прибалтике, у которой нет потенциально выгодного партнера, работа с которым могла бы приносить реальную пользу. Ей действительно есть смысл развивать отношения по отдельным направлениям с Россией. Достаточно было бы даже кооперации в сфере железнодорожных перевозок и банковском секторе. Но при всем этом именно Латвия в данный момент по политическим причинам не может пойти на такое сближение. Впрочем, ничто не мешает Риге занять чуть более нейтральную позицию в политическом аспекте, что можно будет расценить как сигнал к началу реального взаимодействия с Москвой.
В конце концов, у США при всей их антироссийской риторике, главный поставщик ядерного топлива последние десятилетия – это Россия. Вашингтон также не слишком переживает и о том, что многие его ракеты зависят от поставок российских двигателей. Так почему же Латвия не может делать точно так же? Кто сказал, что политику нельзя в отдельных случаях "отодвигать на второй план"?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.