Первый глава МИД: у Латвии своей политики нет

Янис Юрканс.
BaltNews.lv

Александра Нагиба

Насколько самостоятельной является Латвия в вопросах своей внешней политики, остается предметом серьезных споров.

В 2019 году Латвия старательно пыталась избежать попадания в "серый список" Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. Вердикт обещали вынести уже в конце года, но в итоге по неизвестным причинам его оглашение перенесли на февраль следующего. Возможность попадания республики в этот список – некомфортно высока. Swedbank дает нерадужные прогнозы. Если Латвию включат в "серый список", негативный эффект от этого будет долгосрочным, уверены финансисты.

Глава Комиссии по рынку финансов и капитала (КРФК) Санта Пургайле 7 ноября отправилась в США с деловым визитом, чтобы рассказать об успехах Латвии в борьбе с отмыванием денег. Само назначение Пургайле на пост руководителя КРФК, как рассказывают в Сейме, рекомендовали "побыстрее утвердить" "международные партнеры". Вслед за ней в США направился министр юстиции Янис Борданс вместе со своим парламентским секретарем Юрисом Юрашсом. Они встречались с замгоссекретаря Государственной казны США Джастином Мизничем, а также с представителями Департамента юстиции США, Госдепартамента и Всемирного банка.

Спустя совсем немного времени американский финансовый контролер ввел санкции против мэра Вентспилса Айвара Лембергса. Управление по контролю за иностранными активами Государственной казны США (OFAC) наложило ограничения против Лембергса на основании "закона Магнитского". OFAC выделило четыре "подконтрольные" ему организации – управление Вентспилсского свободного порта, Агентство развития Вентспилса, Ассоциацию развития бизнеса и Латвийскую ассоциацию транзитного бизнеса. Все счета Лембергса замораживаются уже на следующий день.

Мэр Вентспилса считает, что за решением включить его в санкционный список США стоят министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич и министр юстиции Янис Борданс, которые хотят таким образом устранить политического конкурента.

Кабинет министров Латвии собрался на внеочередное заседание, чтобы в экстренном порядке решить вопрос о переходе портов в Риге и Вентспилсе под управление государства. Министры проголосовали "за".

Буквально через несколько часов после того, как Сейм столь же спешно окончательно поддержал соответствующие поправки к законодательству, латвийский МИД сообщил, что США сняли санкции с правления порта. Американская дипмиссия "одобрительно оценила быструю реакцию латвийского правительства в отношении Лембергса".

Закономерность и скорость развития событий наводит на мысль о том, что в этой ситуации мог иметь место предварительный сговор.

Вместе с тем не утихает скандал вокруг принятого на 2020 год бюджета, в котором нашлись средства на оборону в размере 2% ВВП, но не нашлось на здравоохранение и образование. Требование к странам НАТО о выделении не менее 2% ВВП на военные нужды выдвинул американский президент Дональд Трамп.

О том, кто на самом деле управляет внешней политикой Латвии, Baltnews рассказал первый руководитель Министерства иностранных дел республики Янис Юрканс.

Г-н Юрканс, какой образ в мире себе создала Латвия?

– Матом можно? Если нет, то скажу, что это образ очень сложного государства с высоким уровнем коррупции.

Какие, на ваш взгляд, основные события в 2019 году оказали влияние на этот образ?

– Не думаю, что нужно говорить о каких-то событиях конкретно. Это процесс. Процесс, который в очень большой мере связан с милитаризацией общественного мнения. Это очень помогает тем, кто обворовывает государство.

Уточните, что вы имеете в виду под "милитаризацией общественного мнения".

– Все больше и больше денег идет на военные нужды, военные расходы, и все меньше – на социальные расходы, образование, медицину. Это бич нашего общества.

– Чем такая политика обусловлена?

– Мы живем рядом с демоном. У нас демонизация России, Путина лично. Россия – наш враг. Все время хочет на нас напасть. Я читал в газете, что Россия такая.

– А вы сами как считаете?

– Я считаю, что Россия за всю свою историю ни на кого не нападала. Почему она вдруг должна на нас напасть? Россия – такое же молодое государство, как и Латвия. С 1991 года. Россия – не Советский Союз.

Разумные люди так считают.

– Как вы думаете, эта парадигма в ближайшее время может измениться?

– Не может. Потому что, понимаете, у Латвии нет своей политики. Ни в безопасности, ни внешней. Мы – союзник американцев. Как американцы диктуют, так мы и живем. Не вижу никаких предпосылок, чтобы отношения США и России в ближайшем будущем изменились. В ближайшие годы, не думаю, что что-то изменится. Вряд ли второй срок Трампа тоже что-то изменит.

Понимаете, Западу нужен враг. Россия – очень хорошая страна для этой роли.

Много вооружений, но ведь не бегает по миру и не учит никого демократии – ни в Боливии, ни в Ираке, нигде. Россия этого не делает.

– Зачем Латвия так "подпевает" Соединенным Штатам?

– Нам нужен НАТО. А там США диктуют условия.

– США диктуют условия не только по линии НАТО. Недавний пример: Латвия – член Евросоюза, но американский финансовый регулятор указывает ей, что делать с портами.

– Там обнаружили высокий уровень коррупции. Если есть коррупция, значит, есть продажные люди. А это опять в линию НАТО упирается – нам доверяют или будут доверять военные секреты. Нужно искоренять это, даже если это вредит народу, негативно влияет на благосостояние страны, на наш бюджет. Все равно. Наш приоритет – "безопасность". Все этому подчинено. А у Евросоюза нет своей армии. Евросоюз – довольно рыхлая структура. Как долго она продержится? Вопрос.

– Ближайший период сулит сокращение еврофондов. Латвии есть чем заполнить брешь от нехватки европейских денег?

– Думаю, у нас начнут доллары расти на деревьях.