Латыши сегодня составляют 62% от 1,9 млн жителей Латвии, пишет на страницах Latvijas Avīze депутат Верховного Совета ЛССР Роландс Репша. Однако если низкая рождаемость и стремительная миграция сохранятся, латыши могут стать меньшинством в своей стране около 2060 года, считает он.
Если на месте уехавших латышей появятся иностранцы, которые рассматривают Латвию как ворота в другие страны ЕС и получают для этого латвийский паспорт, то оставшиеся латыши утратят большинство в парламенте, а с ним – политический контрольный пакет в своей стране. В этой связи Репша предлагает прекратить натурализацию.
Привлекать работников из-за рубежа можно, не угрожая при этом существованию латвийского государства и нации, считает Репша. В пример он приводит Объединенные Арабские Эмираты, где местные 1,4 миллиона граждан составляют 15% населения, остальные – гостевые работники, в основном из Азии.
Как сокращается население Латвии
За почти 30 лет с момента обретения независимости Латвия потеряла значительную часть своего населения. Демографы называют разные цифры, но все они неутешительны. Республика, в которой в начале 1990-х насчитывалось 2,5 миллиона жителей, к 2019 году подошла с показателем 1,9 миллиона. Причем только за последние десять лет из страны уехали, по разным данным, от 250 тысяч до 400 тысяч человек – в основном трудоспособного возраста, напоминает публицист Виктор Петровский.
Согласно прогнозам ООН, численность населения Латвии продолжит сокращаться так, что к 2050 году уменьшится на 28%.
"К 2050 году численность жителей Латвии составит всего 1,479 млн человек. К 2100 году – 1,114 миллиона. Причины резкого сокращения населения многих стран Восточной и Центральной Европы – эмиграция и низкая рождаемость", – такой прогноз изложен в докладе ООН.
Сотни тысяч молодых людей покинули Латвию в поисках лучшей жизни сразу после вступления Латвии в ЕС.
"При вступлении в ЕС уехали порядка 425 тысяч человек, за то же время примерно 85 тысяч возвратились. Чистые потери порядка 340 тысяч. Если брать официально, то там будет поменьше", – отметил профессор Латвийского университета Михаил Хазан.