Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег (Moneyval) регулярно публикует оценку борьбы Латвии с отмыванием денег. По последним данным, оценка Латвии улучшилась в соответствии с исполнением ряда рекомендаций комитета экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с легализацией незаконно нажитых средств. Тем не менее республику оставили под особым надзором.
Moneyval еще в начале декабря прошлого года собирался вынести вердикт по Латвии – соответствует ли страна критериям организации, или ее место в "сером списке". Решение не огласили. Позже выяснилось, что его отложили до 2020 года. Сообщается, что Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) озвучит вердикт в конце февраля.
В настоящее время, как указывает Moneyval, семь из 40 рекомендаций FATF Латвия выполнила, 33 – "в основном выполнила".
Это еще не окончательная экспертная оценка того, сможет ли Латвия избежать попадания в "серый список" финансового мира.
Если Латвию включат в "серый список", органы надзора в других странах будут предупреждать банки, действующие в их юрисдикции, о необходимости особого осторожного сотрудничества с банками и компаниями, представляющими республику. Это означает, что любой денежный перевод в Латвию или из нее будет тщательно проанализирован, чтобы гарантировать легальность происхождения средств.
Попадание в этот список значительно усложняет международное взаимодействие. Подобное предупреждение чревато тем, что многонациональные компании прекратят свои отношения с латвийскими. Для республики эта ситуация особо рискованная.
Меры, которые приняла Латвия, – это ужесточения наказания, заморозки подозрительных счетов и запрета "компаний-пустышек". Глава финансового регулятора республики уверена, что да.
"Если посмотреть объективно на то, что сделала Латвия, мы совершенно уверены, что нам не место в "сером" списке, – сказала руководитель КРФК Санта Пургайле. – В то же время риск этого существует".
Чтобы не попасть в "серый список", КРФК использует радикальные меры и буквально "зачищает" латвийский финансовый сектор. За последний год доля иностранного капитала в латвийских банках сократилась вдвое, а за три года из финансового сектора Латвии ушло десять миллиардов евро.
"Чистки" сопровождаются громкими скандалами: задержание главы Центробанка Латвии Илмара Римшевича по подозрению в коррупции и вымогательстве; "самоликвидация" третьего по величине банка Латвии ABLV, обвиненного в отмывании денег для КНДР (Северной Кореи); смена главы финрегулятора; приостановка деятельности PNB Banka; лишение лицензии Trasta komercbanka; штрафы для Rietumu banka, PrivatBank, Rigensis Bank и других.
Еще рано судить о том, поможет ли это Латвии не попасть в "серый список". Но какое бы решение ни приняла FATF, латвийские банки не вернутся к прежним методам ведения дел, утверждает Пургайле.