Служба государственных доходов (СГД) конфисковала использованную в преступных целях криптовалюту, сообщает Открыто.lv.
Решение о необходимости конфисковать криптовалюту, полученную преступным путем, суд Пардаугавы принял еще в начале октября 2019 года. Речь шла о 200 евро. Но на тот момент было неясно, как вообще возможно произвести эту операцию.
Изъять средства с децентрализованной криптовалютной биржи невозможно без согласия владельца. В целом налоговики могли вежливо попросить преступников отдать незаконно нажитые биткоины, но это уже не была бы конфискация.
В СГД сообщили, что смогли найти решение этой проблемы и конфисковать криптовалюту. По словам представителя службы Улдиса Рубежникса, СГД удалось выполнить данное судом поручение благодаря тому, что ведомство получило код личного кошелька.
"Суд и направляющее процесс лицо дали нам данные доступа к криптовалюте, а без этих данных дальнейшие действия с кошельком были бы невозможны", – говорит Рубежникс.
Данные доступа или ключ от кошелька дают возможность полностью распоряжаться содержимым. Сейчас криптовалюта по-прежнему хранится в этом кошельке – у СГД есть полная информация о доступе.
По словам специалиста по информационным технологиям Кирилла Соловьева, СГД просто повезло, поскольку им были предоставлены коды доступа к конкретному кошельку. Эксперт также удивился, почему деньги с кошелька, который замешан в преступной деятельности, не перевели на другой, ведь преступник также владеет всеми данными доступа и сможет им воспользоваться.
"У нас есть уверенность в том, что никто, кроме государственных учреждений, не пользуется этим кошельком", – сообщил, в свою очередь, представитель СГД.
"Шаг в сторону полицейского государства"
Напомним, согласно обсуждаемым поправкам к Уголовно-процессуальному закону, криптовалюта, попадающая в поле зрения правоохранительных органов, может быть не только арестована, но и конфискована следствием без возможности оспорить принятое решение.
По мнению депутата Сейма Любови Швецовой, суть этих поправок сводится к тому, что с момента ареста виртуальной валюты дознаватель может оперативно принять решение о ее реализации на свободном рынке. Сейчас на этом этапе средства задерживаются до выяснения обстоятельств.
"Однозначно трактовка министра юстиции и полиции – это еще один шаг в сторону полицейского государства: практически все запрещается, подлежит тотальному контролю, аресту и конфискации", – сказала депутат.
В нынешней редакции законопроект ухудшает правовую защищенность предпринимателей сферы электронного бизнеса в Латвии, считают опрошенные представители отрасли.
В правоохранительных органах необходимость конфискации электронных денег объясняют тем, что виртуальные вопросы являются способом легализации незаконно нажитых средств, поэтому каждую транзакцию можно так или иначе считать подозрительной или связанной с нарушением какого-либо законодательства.
Скорее всего, электронный бизнес в свете подобной перспективы продолжит утекать из Латвии в соседние страны с более благоприятным законодательством.
Кроме того, поскольку чаще всего виртуальную валюту у резидента можно заметить в момент перечисления на "классические" банковские счета и карты, следует также ожидать продолжения оттока клиентов из латвийских банков.