"Репетируем режим страшной болезни": как живет Латвия во время ЧП

Медицинская маска в руке медика
© Sputnik / Алексей Даничев

Виктор Петровский

Правительство Латвии объявило режим чрезвычайной ситуации из-за распространения коронавируса – в стране закрыты школы и частично детские сады, ограничена работа госслужб и проведение массовых мероприятий. Для Латвии история новая и, кажется, абсолютно необычная.

Шум и вирус

История с коронавирусом – это история не столько самого вируса, сколько информационного шума вокруг него. Заболевание не столь опасно, как может показаться, когда слышишь о закрывающихся на карантин городах. Медицинский блогер Алексей Водовозов назвал эпидемию инфодемией. Сейчас это уже пандемия, но суть не поменялась.

Разрушительное воздействие вируса на мировую экономику исчисляется миллиардами долларов. Каждый день он наносит новый удар по целым отраслям – в Латвии спад в туристической отрасли составил 90%. Министр экономики Ральф Немиро ранее говорил, что речь может идти о 30%-ном спаде, но потом ситуация стала развиваться по худшему сценарию.

Латвийская национальная авиакомпания airBaltic планирует сократить более 400 человек, закрыть ряд маршрутов.

Это то, что на поверхности. Удары по небольшим компаниями еще не проанализированы, но очевидно, что нагрузка на Биржу труда возрастет в разы.

Министр обещал разработать механизмы помощи, но выяснилось, что его лишили доступа к гостайне, и он уходит в отставку. В дополнение к ЧП в стране возникает и внутренний политический кризис.

Плюс – паника. Заявление премьер-министра о введении ЧП и объяснение министра здравоохранения о том, как это все будет – не успокоили население, а спровоцировали ажиотаж в магазинах.

Тысячи людей бросились в торговые центры скупать крупы и туалетную бумагу. Вчера в одном из магазинов мужчина закупался, надев на себя противогаз советского образца.

В истории с объявлением ЧП, как мне (автора Виктор Петровский – прим. Baltnews) кажется, показательны несколько моментов. Латвия явно не готова к серьезным проблемам – действия правительства выглядят неуверенными и не всегда продуманными. Закрыть школы, но при этом оставить детские сады, пояснив, что родители должны написать записку, что не были за границей и не контактировали с больными. Странное решение, потому что про контакт с больными люди просто могут не знать. Запретить мероприятия с участием более 200 человек, но получается, что по 190 собираться можно?

Легионеры не пройдут

В этом смысле, кстати, у легионеров Ваффен СС есть шанс не попасть под запрет и провести свое шествие 16 марта. Исполнительный директор Риги Юрис Радзевич запретил все мероприятия в так называемый день легионера, заявив, что хотя в заявке было указано сто человек, но обычно в них участвует больше людей. Нацблок призвал людей идти поддерживать легионеров, несмотря на запрет.

Как пишут противники марша, в коронавирусе есть что-то хорошее, поскольку благодаря ему, возможно, "фашизм в этом году не пройдет".

И это тоже показательно. Нацблоку плевать на здоровье людей, даже поддерживаемых им легионеров, поскольку люди это пожилые, а коронавирус опасен в первую очередь для тех, кому за 60.
Вообще поведение людей впечатляет: коллега написала о том, что встретила в подъезде мужчину, который тащил огромные мешки с туалетной бумагой. У него не получалось занести в подъезд, но он очень старался.

Такое контрастное безумие: одни готовы скупить всю туалетную бумагу и засесть дома на месяцы, а другие готовы несмотря на запреты идти в толпу, чтобы почтить легионеров СС. Все, что происходит сейчас в Риге, больше напоминает хаоc, а не продуманные действия.

Экс-глава Центра медицины катастроф Латвии Мартиньш Шицс в советское время участвовал в борьбе с эпидемией холеры. В разговоре с Baltnews он отметил, что меры, принимаемые правительством, – это репетиция.

"Если придет действительно страшная болезнь, то это, конечно, хорошо отрепетировать. Сейчас есть такая возможность", – сказал специалист.

Но репетиция получилась пугающей. Обычно улыбающийся во весь рост премьер-министр Кришьянис Кариньш был хмур. История по коронавирус – это история про информационный ажиотаж и панику в первую очередь. Нужно победить не только вирус, но и его воздействие на нервную систему людей.

Технологии упрощают распространение информации, но при этом делают нас абсолютно уязвимыми перед страхом. Вирусом в мире болеют сто тысяч человек, а кажется, что он везде. Потому что он и правда везде – в информационном смысле.

Все это, конечно, напугало людей, которые ринулись в торговые центры, где одновременно собрались тысячи, чтобы снести с полок все, что, возможно, им не понадобится.

"Что-то мне кажется, что за сегодняшний вечер уже половина Риги в закупочном ажиотаже друг друга перезаразила. Надо было в супермаркеты по порциям запускать. Паникеры. Я вот купила гречку до. Теперь уже буду ждать после. Супермаркеты успокаивают, что продуктов хватит. Не сходите с ума, иначе нас ждет резкий рост числа заболевших. Вы этого хотите?" – написала журналист Наталья Пориете на своей странице в Facebook.

Впрочем, на следующий день в Риге стало заметно меньше машин. У ТЦ появились свободные парковочные места. В кафе и ресторанах можно без проблем найти место даже в час пик. Режим ЧП начался. Наверное, он был нужен, посмотрим, к чему это приведет.

Похоже, что мы пока не готовы объявлять о ЧП, поскольку не знаем, как это объяснить таким образом, чтобы у людей не возникла паника. И, главное, мы не понимаем – во сколько нам все это обойдется. В финансовом плане. Не придется ли потом спасать людей от инфарктов, которые спровоцированы паническими атаками и потерей работы? Но это будет уже другая история. Вероятно, тоже чрезвычайная.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме