Нефть американской марки WTI в понедельник 20 апреля полностью обесценилась, и ее стоимость стала равна нулю. Падение еще некоторое время продолжалось, пока цена на нефть не стала отрицательной. Этот рекордный обвал цены на американскую нефть обусловлен скорее логистическими причинами, чем политическими или экономическими. Об этом пишет шведское издание Dagens Nyheter.
В начале 2020 года цены на нефть на мировом рынке варьировались в районе 60-70 долларов за баррель. Весной началось падение цен, которое спровоцировали два события – коронавирус и провал переговоров стран-экспортеров нефти (ОПЕК+).
Для сдерживания пандемии коронавируса многие страны были вынуждены временно приостановить работу большинства предприятий. Крупнейший потребитель энергоресурсов – Китай – ушел на карантин, за ним – крупные страны Европы, а после и США. Это спровоцировало падение спроса на энергоресурсы, при постоянно увеличивающемся предложении.
Рост предложения был связан с тем, что после провала переговоров стран ОПЕК+ крупнейшие мировые поставщики – Россия и Саудовская Аравия – объявили о намерении с 1 апреля наращивать объем добычи, в результате чего мировой рынок оказался наводнен нефтью, которая оказалась никому не нужна.
Почему американским сланцевикам особенно плохо?
Нефтедобыча до определенного момента времени не была доходным делом – в 1990-х годах баррель нефти стоил 20 долларов. Все изменилось в 2010 году, когда на мировую арену вышел Китай и стал главным потребителем производимых энергоресурсов.
Нефтяной рынок немедленно отреагировал на рекордно растущий спрос – цены поднялись до 100 долларов за баррель, и нефтяной бизнес сразу стал рентабельным. Тогда в игру вступили американцы. За несколько лет США превратились в одного из крупнейших производителей сланцевой нефти.
В 2014 году рынок не справился. Объем добычи увеличивался, а спрос оставался прежним, в результате цены на нефть рухнули. В попытках выровнять ситуацию на рынке Саудовская Аравия, у которой больше всего нефти и чье производство самое дешевое, попытались вывести из игры конкурентов с более низкой рентабельностью нефти. В результате пострадали все. Тогда была заключена первая сделка ОПЕК+, согласно которой страны-экспортеры договорились о сокращении добычи, но США в сделку тогда не вошли и продолжали наращивать объемы добычи.
В 2020 году ситуация на нефтяном рынке сложилась точно такая же. Только на этот раз дело не только в рекордно высоких объемах добычи, но и в непредсказуемости коронавируса и несговорчивости сторон соглашения. В итоге после длительных переговоров странам-экспортерам ОПЕК+ удалось договориться о привлечении в сделку стран, не входящих в ОПЕК, в том числе США. Правда, цифры теперь гораздо больше.
Странам, которые зависят от нефти, придется нелегко. Для всех эта сделка оказалась испытанием, но без заключения нового соглашения хранилища уже в ближайшее время были бы переполнены, и цена на любую нефть, а не только американской марки, равнялась бы нулю.
Россия и Саудовская Аравия оказались больше готовы к нефтяному кризису, чем США. Больше других пострадают производители в Африке, Азии и Латинской Америке. Россия и Саудовская Аравия имеют некую прочность бюджета, чтобы дотянуть до того времени, когда цены на нефть снова повысятся.
Но американские производители окажутся вне игры. Их компании таких низких цен на нефть не выдержат, и в этой отрасли начнется массовое банкротство. Американская экономика сейчас очень слабая из-за пандемии коронавируса. Банкротство нефтяных компаний повлияет на рынок труда, а также на банковский сектор и промышленность.
"Если загорелась бочка с нефтью, жди большого взрыва", – заключает Dagens Nyheter.