Переходя от правительства к народу, деньги нечаянно "осели" в карманах чиновников

Портфель с бюджетом Латвии на 2019 год
© Sputnik

Виктор Петровский

Сотрудники Центра государственного языка Латвии получат 30% надбавку к зарплате за работу в условиях пандемии коронавируса. Государство решило отметить работу госслужащих в экстремальных условиях: причем даже тех, кто никакого участия в борьбе с инфекцией не принимал.

Обещали вам, оставим себе

Если деньги выделяют, значит их надо использовать. Желательно так, чтобы было хорошо тем, кто их контролирует: пока частный бизнес с трудом справляется с кризисом, жители не могут получить скромные пособия в связи с тяжелой экономической ситуацией, госсектор начинает "доить корову".

В Министерстве иностранных дел Латвии доплату получили 126 сотрудников, в среднем – 25% от оклада, или по 349 евро (брутто), в Министерстве здравоохранения – 19 человек, в среднем по 20–30%, или по 452 евро, в Министерстве внутренних дел – только двое, по 30%, в Министерстве культуры – 11 сотрудников, в среднем по 30%. В МИДе пояснили, что возрос объем работы из-за репатриантов.

В Министерстве благосостояния доплату получили 20 человек, а с учетом подведомственных организаций – 76, средняя надбавка – 251 евро, в Министерстве юстиции – 9 сотрудников, в подведомственных учреждениях – еще 7, средняя доплата – 30%, в Государственной канцелярии – 7 человек, в среднем по 30%–50%.

Одновременно в Государственной пожарно-спасательной службе (ГПСС) премировали ряд высокопоставленных сотрудников, которые участвовали в заседании различных кризисных структур как на уровне государства, так и на европейском уровне. Доплаты в среднем составили 30%. Министерство обороны не планирует выплачивать премии сотрудникам, хотя они участвуют в кризисных закупках, а земессарги помогают пограничникам.

Перечислять можно еще долго, но премирование госсчиновников вызвало негативную реакцию у многих жителей Латвии.

"Хочу это расслышать"

Журналист Инна Авина написала в своем профиле в Facebook:

"Как говорится, "не могу развидеть и расслышать".

Из разговора с коллегой: "А я сегодня с приятельницей, мелкой чиновницей из одного министерства общалась, она так прямо мне и сказала: "Уж как мы довольны этим карантином! Сижу дома типа на удаленке, заседания в компьютере – чистая формальность, на работу ездить раз-два в неделю, летом вообще все разъедутся по дачам да деревням. Надбавки нам выплатили. Ну красота! Пусть бы и до зимы продлили. Уж как мы довольны!"

Да, знаю, что множить негатив нехорошо и энтропию вселенной тоже, но черт, пусть не я одна это слышала..." – подытожила Авина.

Хорошее дело и последствия

Латвии действительно удалось неплохо организовать ресурсы, чтобы не допустить взрывного распространения опасной инфекции. Министр здравоохранения Илзе Винькеле в этой ситуации показала себя сильным лидером: именно ее работа, как считают специалисты, дала такие результаты. И, конечно, никто бы не возмущался, если бы сотрудники Минздрава, а также врачи и медперсонал, которые находились на передовой, получили бы премии.

Но дальше начинается традиционная для Латвии история: раз деньги выделены, давайте премируем своих. С Центром государственного языка вообще смешно: им-то за что давать премии? В период ЧС возможно использование других языков – по сути сотрудники этой организации могут отдыхать. Но это же "священная корова" – как не подбодрить ее 30% надбавкой?

Почему дали премии руководству Государственной пожарно-спасательной службы, тоже не ясно: конечно, наши пожарные – герои, которые работают практически за еду, но руководство живет вполне себе неплохо. Да и участия в борьбе с COVID-19 спасатели тоже не принимали.

Так можно пройтись по всем пунктам. Грустно, что кризис опять используется для того, чтобы просто банально распилить деньги. Такая правительственная забава.

И, конечно, это только начало дележа большой кормушки. Сколько денег из выделенных на помощь бизнесу и населению двух миллиардов дойдет до адресатов? Думаю, что немного. Деньги уже начали таять по пути к народу. Этот путь будет долгим и трудным. И дойдут до конечной цели единицы. Как в классическом голливудском фильме про выживших: начинает компания, а к финишу приходит один. Главное, чтобы хоть кто-то выжил в этой жестокой битве.  

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме